Вход Регистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети

Михеев Иван Степанович

Михеев Иван Степанович

Биографическая справка

Иван Степанович Михеев (19 июня (1 июля) 1876 г. с. Ошторма-Юмья — 1937, по другим сведениям, 1941, 1944) — удмуртский писатель, драматург и педагог, методист по удмуртскому и русскому языкам в школе.

Биография

Родился 19 июня (1 июля) 1876 года в с. Ошторма — Юмья Мамадышского уезда Казанской губернии.

В 1895 году окончил Казанскую инородческую учительскую семинарию. После окончания семинарии работал помощником учителя в Центральной вотской школе в Карлыгане. С 1896 года — учитель образцового начального удмуртского училища при Казанской учительской семинарии. В 1913 году был уволен из училища за причастность к волнениям учащихся в этой семинарии, до 1917 года занимался подготовкой учебно-методической литературы и издательской деятельностью в Казани.

В 1918 — 1924 годах работал в удмуртском издательстве при Наркомнаце в Казани.

В 1924 — 1929 годах преподавал на рабфаке Казанского восточно-педагогического института, с 1929 — в учебных заведениях Средней Азии в городах Ходжент, Сталинабад, Самарканд; с 1936 года — в Марийском государственном педагогическом институте на кафедре русского языка и методики.

В 1937 году за критику учебных программ Наркомпроса Михеев был обвинён в нарушении учебных программ и планов, в антисоветских действиях, объявлен «врагом народа» и в том же году расстрелян. Реабилитирован посмертно.

Учебно-методическая деятельность

И. С. Михеев в начале XX века предложил систему обучения нерусских народов грамоте на родном и русском языках. Освоение курса начинал на родном языке учащихся, после овладения ими элементарными школьными навыками переходил к обучению русскому языку на «разговорных уроках». В обучении на русском языке главным считал усвоение «элементарного синтаксиса», прежде всего из практики живой разговорной речи и устных и письменных упражнений. Свои приёмы обучения Михеев называл «методом целых предложений».

Создал серию учебников на русском языке: «Наглядный букварь и первая книга…» (1903), книги для чтения, сборники упражнений в сочинениях и рассказах по картинкам, грамматических упражнений (в 2-х частях), наглядный арифметический задачник, удмуртский букварь, первая книга для чтения (1907). Составил руководства к ведению «разговорных уроков» и к книгам для чтения.

Основные труды

  • Грамматические упражнения в начальной школе. 3-е изд. — Казань, 1905. Ч. II.
  • Наглядный русский Букварь и Первая книга для чтения и практических упражнений в русском языке для инородцев. — Казань, 1906.
  • Вторая книга для чтения и практических упражнений в русском языке для инородцев. — Казань, 1906; Изд. 2-е. — Казань, 1908.
  • Первая книга для чтения на вотском языке. — Казань, 1907.
  • Руководство к ведению разговорных уроков по русскому языку в инородческих школах. — Казань, 1910.
  • Русская грамматика: Элементарный курс. — Казань, 1914.
  • Лыдӟон книга. — Казань: Вотский изд. подотдел, 1921. 117 с.
  • Основные правила русской грамматики для нацмен. — Казань, 1926; Изд-е 2-е. — Казань, 1928.
  • Методика преподавания русской грамматики в школах нацмен. — Казань, 1929.

Семья И. С. Михеева жила в бедности. C малых лет ему пришлось помогать родителям в домашних и полевых работах. После окончания сельской школы помогал учителю в обучении детей. В 14 лет вместе с товарищем тайком от родителей уехал в Казань и поступил в учительскую семинарию Н. И. Ильминского. 

Здесь он обучался бесплатно, был обеспечен обмундированием, жильем и питанием. В 1895 году окончил учебное заведение и был назначен помощником учителя в Карлыганскую вотскую школу Вятской губернии. Через год был переведен в «образцовую вотскую школу» при Казанской учительской семинарии. Через три-четыре года учительства издал учебники по русскому языку. 

Удмуртско-язычный «Букварь для вотских детей» впервые был издан в 1901 году и переиздавался несколько раз. Для издания характерна назидательная и нравоучительная направленность. В букварь включены удмуртские народные назидательные сентенции и тексты молитв. 

Книги для чтения выходили с 1906 года. Функция изданий — обучать литературному чтению на русском и родном языке. Большинство произведений религиозного характера. И. С. Михеев адаптировал для издания рассказы из Священной истории, Ветхого Завета, произведения Л. Н. Толстого, Эзопа. Книги для чтения характеризуются жанровым синкретизмом: представлены рассказы-описания, рассказы-диалоги, рассказы-очерки, научно-популярные рассказы. «Первая книга для чтения на вотском языке» имеет общий сюжет и тяготеет к жанру повести, главный герой – удмуртский мальчик Коля. Книга повествует о его духовном развитии.

В 1906 году И. С. Михеев издал пьесу «Эн лушка» («Не воруй») – «первое произведение удмуртской художественной литературы, изданное отдельной книгой».  После революции написал ряд просветительских пьес педагогического и агитационного характера – «Удмурт доктор» («Удмуртский доктор», 1920), «Удмурт дышетӥсь» («Удмуртский учитель», 1924), «Туно» («Знахарка», 1919), «Визьтэм Онтон» («Бестолковый Онтон», 1919), «Удмуртъёслэн революци азьын улэмзы» («Жизнь удмуртов до революции», 1925). 

С 1905 года на свои средства выпускает календари на удмуртском языке. 

Вышли в свет 4 календаря – на 1905, 1907, 1908 и 1910 гг. Как пишет А. А. Вахрушев, И. С. Михеев ориентировался на просветительские издания И. И. Горбунова-Посадова – «Календарь для всех» и «Сельский деревенский календарь». Основная задача удмуртских календарей – это «культурно-просветительская пропаганда, затрагивающая вопросы правильного ведения земледелия, животноводства, садоводства, пчеловодства; в них давались и медицинские советы, сведения о культурно-просветительских учреждениях». 

Публиковались художественные произведения – стихотворение М. Прокопьева «Вуэм пилэн эсэбез» (перев. – «думы юноши» (1907) и баллада М. Можгина «Беглой» (1910). В календаре за 1907 г. вышла публицистическая статья И. В. Яковлева «Наша жизнь», «за которую автор поплатился ссылкой на север, а издатель вынужден был объясняться перед казанской цензурой». 

В 1913 году И. С. Михеев был уволен из учительской семинарии. В книге П. А. Апакаева «Просветители марийского края» (1990) цитируются отрывки из служебной автобиографии И. С. Михеева, в которой он пишет: «Календарь послужил причиной целого ряда нападок со стороны попечителя Учебного округа и полиции. <…> Поводом к увольнению, кроме календаря, послужила еще составленная мною «Четвертая книга для чтения». В этой книге был напечатана статья о князе, который назван несправедливым и жестокосердым… Помещение подобных статей в русской книге для чтения, по мнению попечителя, является величайшим преступлением, а потому автор этой книги не может быть преподавателем в стенах учебного заведения, подготавливающего учителей для инородцев».

И. С. Михеев получал большой доход от переиздания учебников. До увольнения из семинарии приобрел участок земли и организовал хуторское хозяйство. 

После 1917 года был редактором и выпускал удмуртские издания при Наркомнаце в Казани, c 1919 года – действительный член Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 

С 1918 г. – председатель хозяйственной коллегии Кизической учительской семинарии, преподаватель русского языка, русской истории и вотского языка в учительской семинарии. В 1920–1929 гг. И. С. Михеев преподавал русский язык для студентов-татар на рабфаке при Казанском государственном университете. С 1924 года – заведующий вотским отделением, преподаватель вотского и русского языка в Казанском восточно-педагогическом институте. 

По рекомендации НКП РСФСР преподает русский язык в Самаркандском агроколхозном университете (1930–1933), с 1933 года работал в Ходжентском пединституте, в 1935 году был назначен заведующим кафедрй языкознания Таджикского сельскохозяйственного института, одновременно преподавал русский язык в Ходжентском сельскохозяйственном и Самаркандском педагогическом институтах. В 1936 году преподает методику русского языка Марийского пединститута им. Н. К. Крупской. 

И. С. Михеев работал над развитием письменной и устной речи учащихся, а свой метод преподавания называл «методом целых предложений».  Педагогическая деятельность И. С. Михеева рассматривается в книге П. А. Апакаева «Просветители Марийского края» (1990), в работах Г. Д. Фроловой «Из истории удмуртской школы», З. В. Суворовой «Педагогические идеи удмуртского просветителя И. С. Михеева» (1990)  и др. И. С. Михеев – автор пособия по арифметике. Арифметические действия иллюстрируются в издании, «рисунок служит темой для решения нескольких задач». 

И. С. Михеев большое значение придавал воспитанию будущих учителей. На своих лекциях он знакомил с основами психологии, прививал умение работать на земле, проводил показательные уроки, рекомендовал четкие схемы проведения всех уроков. 

Начинания И. С. Михеева в 30-е годы не были поняты: «Школа и вуз, привыкшие работать по шаблону и инструкциям, погубили в зародыше новаторские начинания этого падагога». 

В 1937 году репрессирован и 17 сентября казнен как враг народа. Был расстрелян. 

Ценность культурного наследия

Раз­ра­бо­тал сис­те­му обу­че­ния («ме­тод це­лых пред­ло­же­ний») не­рус­ских на­ро­дов гра­мо­те на род­ном и русском язы­ках, по­лу­чив­шую рас­про­стра­не­ние в шко­лах По­вол­жья, Средней Азии, Си­би­ри, Кав­ка­за. Курс обу­че­ния стро­ил­ся в фор­ме «раз­го­вор­ных» уро­ков, ко­то­рые на­чи­на­лись на род­ном и про­дол­жа­лись на русском язы­ке.

Соз­дал се­рию учеб­ни­ков по русскому язы­ку, в ко­то­рую во­шли «На­гляд­ный рус­ский бу­к­варь и пер­вая кни­га…» (1903 год; 6-е издание, 1910 год), кни­ги для чте­ния, сборник уп­раж­не­ний в со­чи­е­ни­ях и рас­ска­зах по кар­тин­кам, грам­ма­тических уп­раж­не­ний.

Со­ста­вил «Ру­ко­вод­ство к ве­де­нию раз­го­вор­ных уро­ков по рус­ско­му язы­ку в ино­род­че­ских шко­лах» (1904 год; 6-е издательство, 1916 год) и другие.

Из­да­вал на собственные сред­ст­ва на­столь­ный ка­лен­дарь-еже­год­ник на удмуртском язы­ке (с 1905 года по 1910 год).

Михеев Иван Степанович — ав­тор пьес на удмуртском язы­ке, в ко­то­рых про­во­дят­ся идеи о не­об­хо­ди­мо­сти раз­ви­тия национальной куль­ту­ры и обу­че­ния на род­ном язы­ке («Уд­мурт­ский док­тор», 1920 год; «Уд­мурт­ский учи­тель», 1924 год) и другие.

Личность этого человека настолько масштабна, что и по сей день еще не имеет должной оценки. Да, о нем в свое время писали узкие специалисты,  «отщипывая» маленькие кусочки корочек от его внушительного каравая творческого наследства. Педагоги, литературоведы, социологи, историки и т.д. Но фигура Ивана Михеева, буквально парализовывала творческое начало у тех самых узких специалистов и все их внимание, даже напряженное, не могло вместить в себя широчайшую объемность этого талантливого человека. На него невозможно смотреть сквозь визир обозрения его величины и измерения только временным аршином конца XIX и начала XX веков, нет, жизнь и творчество Ивана Михеева, а также и его предпринимательская деятельность оказались совершенно созвучными и нашему времени.

Его служение родному удмуртскому народу является фактом совершенно беспримерным. Ибо служение это в первую очередь начиналось у него с кардинального вопроса самому себе: «А чем я могу САМ способствовать укреплению своего народа?» И на этот вопрос Иван Михеев отвечал своими реальными делами, никогда не взваливая то, что ему по силам, ни на окружающих, ни на государство. Каждую свою идею Иван Михеев подкреплял действенным поступком, направленным на благо своего народа. Он никогда не подвизался в чиновничьих кабинетах, стремясь проглотить отпущенную там нормированную «пилюльку счастья». Чиновные лица были сами вынуждены с ним считаться. Как при царе, так и при коммунистической, так сказать, демократии. Ведь Иван Михеев прежде всего был профессионалом в своем деле, который и сам многих мог научить. Но вслушивались ли в его советы, научные сентенции власть предержащие? Вряд ли… Но это не являлось препоном к творческой и деловой активности Ивана Михеева. Он работал не для властей, он работал для народа, не разделяя его по национальностям. Власти, конечно же, никогда и не любили его, вплоть до того, что в качестве акта своего поражения перед ним, практически без должного суда и следствия, казнили Ивана Михеева, скрытно расстреляли в глухую ночь в 1937-м году в подвале Йошкар-Олинского картофелехранилища. Но, не прибегая к банальностям, хочется сказать – они не убили несломленный дух Ивана Михеева, дело просветительства которого живо и по сей день.

Языка, который Иван Михеев знал неизмеримо лучше, чем основная масса его носителей. Русская же литературная классика Иваном Михеевым всегда превозносилась в образце лучшего бриллианта в ожерелье интеллектуальной мысли всего человечества. Ибо она была фундаментально укреплена неизбывным, гуманистическим чувством глубочайшего уважения к другим народам. В том числе и немногочисленным. Разве без этого стал бы А. С. Пушкин «нашим – всем»? И – для всех.

Иван Михеев выпускает в Казани книгу, скажем сейчас брошюру, «Буддисты ли вотяки?», в которой по свежим следам в иронической манере разбирает книгу священника Н. Блинова «Языческий культ вотяков», изданную в Вятке в 1898 году. Горячечные, недалекие фантазии этого безусловно одаренного человека, носящего сан священника, Иван Михеев исследует сквозь призму отточенной научной мысли и блестяще опровергает его измышления о некоем буддизме вотяков. Ведь если они буддисты, вопрошал Н. Блинов, значит их богу Булде (а может, и Будде) требуются жертвоприношения, не исключено, что и человеческие… Иван Михеев ставит точку на инсинуациях Н. Блинова, не знавшего ни удмуртского языка, а по части истории и этнографии народа хромавшего на обе ноги, - удмурты не буддисты. Ибо у них никогда не было бога Булды, а существовали в отдельном районе моления в честь Булды. А Булда – это имя человека, когда-то зачинавшего эти моления. Научная мысль Ивана Михеева стройна и аргументированна.

Именно с острой публицистики началось творчество Ивана Михеева. Он утвердил здесь право собственного мнения, и которому, волен-с неволен-с, приходилось вслушиваться.

Иван Михеев с детских лет горячо полюбил и театр, начиная с народных представлений. В 1904 году Иван Михеев там же, в Казани, публикует свою пьесу «Удмурт доктор», в которой сценически проводит свои идеи медицинского просвещения местного населения. Спектакль был поставлен в нескольких удмуртских весях и всех поразил – до чего же чудесна эта пьеса на родном языке! Удмурты были просто изумлены. И здесь Иван Михеев приходит к выводу, что сцена – это довольно-таки мощный идейный рупор, где оформление эстетической мысли проходит ненарочито и неназойливо и от этого более крепче, чем во всякого рода статьях с воззваниями и откровенным нытьем на свою сирость и убогость. «Театр – это кафедра»,- к такому мнению приходит Иван Михеев.

В училище же Иван Михеев начинает вплотную работать над солидным удмуртским календарем. Первый номер «Календаря для вотяков на 1905 год» выходит под полным его патронатом – и идейным, и материальным. Таких календарей в Казани он выпускает четыре – на 1905 год, на 1907 год, на 1908 год, на 1910 год. Эти календари стали средоточиями практической и духовной интеллектуальной удмуртской мысли в силу их оснащенности и общемировыми фактами, и явлениями из разных областей человеческой деятельности – политической, научной, технической, медицинской, гуманитарной и т.д. Они стали своеобразными удмуртскими окнами в мир.

Наибольшую известность Иван Михеев приобрел своими ранними «Сочинениями по картинкам» на русском и удмуртском языках. До 1917 года эти рассыпные учебники «для упражнения в сочинении и изложении мыслей в школе и дома» выдержали 17 изданий. На основе их аналогичные издания, с указанием источника, были выпущены во многих российских издательствах, а также в Турции, Китае, Японии и т.д. А книги для чтения стали аналогами и для марийских, чувашских, татарских изданий (а через татарский язык были выпущены и на языках народов Средней Азии и Казахстана).

Иван Михеев зарекомендовал себя как автор замечательных учебников, издавший «Руководство к ведению разговорных уроков по русскому языку в инородческих школах» (Казань, 1912 г.), «Русская грамматика» (в соавторстве с Ашмариным, Казань, 1914 г.).

Один свой казанский дом Иван Михеев отдал удмуртским студентам. Большой. Только на 2-м его этаже могли поместиться 80 человек. А о том, сколько помогал деньгами многим удмуртским учителям и студентам Иван Михеев, об этом потом предпочитали не вспоминать. Их он до революции буквально содержал за свой кошт.

В удмуртской литературе Иван Михеев остался как автор многих пьес, изданных на удмуртском языке в Казани и в Москве… Упомним и его отдельно изданный рассказ «Три года диавола возил» по легендам казанских вотяков (Казань, 1907 г.).

 

Источники

Вернуться в категорию «Писатели и поэты»