Вход Регистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети

Мечеть д. Татарские Парзи Глазовского района Удмуртской Республики

Мечеть д. Татарские Парзи Глазовского района Удмуртской Республики
Поделиться Вконтакте
Плюсануть

Как добраться

загрузка карты...

Фотографии

Описание

До начала XX века мусульмане д. Парзи были причислены к Кестымской мечети. В 1898 г. жители деревни подают прошение в Вятское Губернское Правление разрешить образовать самостоятельную махаллю и построить соборную мечеть. Однако в то время в деревне наряду с татарами проживали удмурты-христиане. Поэтому губернские власти поставили главное условие для строительства мечети: договориться с местными удмуртами об их переселении на 1 — 2 км. подальше от деревни. Татары выделили из своих владений лучшие земли и отстроили удмуртам новые дома. Так была основана новая деревня Парзи Вотские (современное название — Удмуртские Парзи). А Парзи стали называть Татарскими. Только после этих событий в 1905 г. было выдано разрешение на строительство соборной мечети. В 1906 г. мечеть была открыта. Она не закрывалась ни на один день.

Татарские Парзи (Парзинская, Парзи, Чебер гурт) — татарская деревня, расположена на территории МО «Ураковское».

Первые жители деревни — удмурты: Жуйковы, Баженовы, Владыкины. Татарские семьи Касимовых переехали в Парзи из Кестыма. В 1782 году в деревне Парзинской жило 3 семьи татар. В переписи населенных мест Российской империи в середине XIX века значится деревня Парзинская (Парзи, Чебер гурт) на речке Парзе, в 18 верстах от города Глазова, в которой в 29 дворах проживало 229 жителей. К концу XIX века в Парзях почти 75% населения деревни были уже татары. Многие из них имели торговые лавки, торговали гороховым киселем, пуговицами, платками. Был в деревне свой кирпичный завод.

В 1901 — 1902 гг. татары на собрании приняли решение организовать сбор средств и построить мечеть. Губернатор Вятской губернии дал согласие на строительство мечети только после выселения всех удмуртов из деревни. Тогда татары отделили удмуртам земли, куда в 1905 году переехали удмуртские семьи, образовав деревню Удмуртские Парзи. В 1906 г. в центре села была открыта мечеть. Первым имамом Парзинской соборной мечети был утвержден крестьянин Ахмет Гариф Рахимов, который приехал в деревню в 1900 году из Кукмора Казанской губернии. Он прослужил имамом до начала 30-х годов ХХ века, был раскулачен и сослан на лесоразработки на Север.

В 30-е годы ХХ века в д. Татарские Парзи был образован колхоз «Янга Тырмыш» (Новая жизнь»).

В 2010 году в д. Татарские Парзи жило 126 человек.

Опираясь на материалы ревизских сказок, татарское население в Парзях появилось не позже 17 века, так как в 1782 году в починке Парзинский проживало уже 3 семьи татар Касимовых. В конце 18 века соотношение удмуртов к татарам в деревне Парзинской составляло 1:3. Татары приняли решение организовать сбор средств для строительства в деревне мечети. Обосновали они свое прошение так:

«Посещение ими приходской мечети, находящейся в 20 верстах от их деревни в дер. Кестымской крайне затруднительно, а весною при разлитии рек совершенно невозможно». С этой целью они обратились к вятскому губернатору, но он отказал в просьбе, ссылаясь на то, что в деревне живут христиане - удмурты. Татары от идеи не отступились, снова обратились к губернатору, тот согласился, но с условием: вывести удмуртов на новое место жительства.  Тогда татары выделили из своих владений земли для удмуртов. Так в начале 1903 года удмурты переселились в деревню Парзи Вотское.

Вероятно, уже после отселения удмуртских семей, 18 ноября 1905 года Вятское Губернское Правление рассмотрело эти условия  и 3 июня 1898 г. и решило: «Разрешается домохозяевам деревни Парзинской  строить соборную мечеть с образованием прихода» Тогда же было получено признание Оренбургского Магометанского Духовного Собрания и местной полиции, что при мечети этой будет 222 наличных мужского пола душ, которые составят новый приход;  и  что  общество нового прихода должно будет доставлять средства на содержание мечети и нужного при ней духовенства. 13 октября 1906 года Вятское Губернское Правление утверждает имам-хатыпом Парзинской мечети крестьянина Ахмет-Гариф Мухамет-Рахимова и предписывает Глазовское Полицейское Управление выдать ему указ на духовное звание, с предварительным приведением Мухамет-Рахимова к присяге.  Деревня Парзи  Глазовского уезда.  Соборная мечеть построена в 1906 году. Указом Вятского Губернского Правления от 17 октября 1906 года № 1842 утвержден имамом Парзинской соборной мечети Ахмет Гариф Рахимов».

Ахметгариф Рахимов был переведен в Тат-Парзи из Кукмора Казанской губернии в 1900 году [можно предположить, что до постройки в 1906 г. Соборной мечети в д. Тат-Парзи был молитвенный дом. Он прослужит здесь до начала 30-х годов прошлого столетия, был раскулачен, его имущество и жилой дом конфискованы. В 1930 году  он  был   сослан на лесоразработки  на  Север.

Деревня осталась без муллы. В 1947 году к Габдулу ХамитовичауХамитову     приехали посланцы из Удмуртии с просьбой стать муллой в деревне Тат. Парзи Глазовского района «Он долго отказывался, говорил, что он ничего не знает, боялся очередной провокации и доноса. Только, когда они приехали вновь с его другом он понял, что это не провокация. Слух в Удмуртию о нем как о просвещенном человеке дошел из Ленинградской области. Так с 1947 года его семья переехала в Удмуртию, и она стала для них второй Родиной. Здесь дедушка был муллой в деревне Тат. Парзи с 1947 по 1963год, а позже стал жить в Глазове. До сих пор вспоминают о нем, как о человеке большой учености и доброты».

(из рассказа дочери Бариры Габдулловны)

Габдулла Хамитович Хамитов (Ушмави) родился в 1890 г. в д. Нижняя Ушма Красногорской волости Мамадышского уезда Казанской губернии. Образование получил в Бухарском медресе в Средней Азии. С 1907 г. по 1918 г. работал в д. Малые Суны Нижнесунской волости Мамадышского уезда Казанской губернии в сельской школе (медресе) учителем. Участник Первой империалистической войны, унтер-офицер. Награжден Георгиевским крестом. В 1916 году был ранен. Лечился в госпитале в Москве. Последствия ранения: не мог писать правой рукой.

В 1920-е годы служил муллой  в одной из больших сел в Татарии. Репрессий избежал, уехав с семьей в Узбекистан; работал под Ленинградом в леспромхозе до 1939 г.; до 1947 г. жили в пос. Заструги Вятско-Полянского района Кировской области.  Ходоки из д. Татарские Парзи Глазовского района Удмуртской АССР в 1947 г. пригласили его на должность муллы в свою Соборную мечеть (из подлинных документов Г.Хамитова (Ушмави), хранящиеся у его дочери Бариры Габдулловны, проживает в г. Глазове).

Во время советской власти несколько раз пытались разрушить мечеть, но благодаря местным жителям и муллы ее отстояли. По рассказам старожилов, когда приходили закрывать мечеть власти, мулла отправлял детей на поле, где косили женщины с вестью о том, что закрывают мечеть, те прибегали к мечети и косами выгоняли непрошенных гостей.  И до сих пор она стоит на перекрестке улиц и украшает собой деревню.

В настоящее время муллой является Касимов Салим Гильфанович.

Биография имама

Касимов Салим Гильфанович. Имам-хатиб мечети д. Татарские Парзи Глазовского района с 1996 года. Родился 31 марта 1951 г. в д. Татарские Парзи. Окончил Глазовский совхоз-техникум по специальности «техник-механик», Ижевский механический институт по специальности «техник-механик». Работает на Чепецком механическом заводе, занимал различные должности: инженер-конструктор, инженер-технолог, мастер, руководитель инструментальной группы. Награждён значком «Ветеран труда атомной энергетики и промышленности.

Исламское начальное образование получил в воскресной школе г. Глазова. В 1996 — 98 гг. обучался в медресе им. Тысячелетия принятия Ислама в г. Казани.

Местоположение

  • Адрес: 427644, Россия, УР, Глазовский район, д.Татарские Парзи, ул. Центральная, 18а

Контактная информация

Источники

Вернуться в категорию «Мечети»