Вход Регистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети

Монумент боевой и трудовой славы

Монумент боевой и трудовой славы
Поделиться Вконтакте
Плюсануть

Как добраться

загрузка карты...

Фотографии

Описание

6 ноября 1967 года на Карлутской площади Ижевска был открыт Монумент боевой и трудовой славы и зажжен Вечный огонь. Авторы монумента — скульптор Б. Волков, художник Р. Тагиров, архитекторы Г. Пономарев и П. Мифтахов.

На мраморном постаменте установлена фигура солдата, над его головой знамя, а глаза сурово смотрят вперед. На бетонной стеле закреплен фриз выполненный из красной меди. На нем изображены воины, сталевар и мать, прижимающая к груди сына.

Множество дочерей и сынов Удмуртии ушли на фронт. Более 60 000 воинов республики были награждены медалями и орденами за отвагу, доблесть и мужество. На памятной доске выбиты имена уроженцев Удмуртии — Героев Советского Союза.

О том, как создавался памятник неизвестному солдату, нам рассказали участники событий того времени.

Вечные огни в память о погибших зажглись в Европе вскоре после Первой мировой войны, а вот до Советского Союза этот ритуал добрался не сразу. Первый огонь в память о павших в Великой Отечественной войне на территории СССР загорелся только в октябре 1957 года, в Ленинграде. В число городов, подхвативших эту традицию, вошел и Ижевск.

— В городе на тот момент не было ни одного памятника, возле которого горожане и жители республики могли бы собираться в День Победы, — рассказывает заслуженный работник культуры РСФСР и Удмуртии, ветеран войны Аркадий Завойских, в то время занимавший пост министра культуры Удмуртии. — Когда возникла идея поставить такой монумент, ее активно поддержали республиканские власти. Было решено, что Вечный огонь откроют в канун 50-летия Октября — 6 ноября 1967 года.

— О том, где именно будет стоять монумент, договорились не сразу, — вспоминает заслуженный художник России, народный художник Удмуртии, профессор УдГУ Петр Семенов, в то время — председатель Союза художников Удмуртии. — Тогда ведь рядом с площадью здания Госсовета не было: на его месте стоял морг. Но, видимо, городские власти уже тогда знали, что со временем тут все изменится.

Чтобы избежать долгой переписки с Москвой, которая должна была утвердить эскиз будущего монумента, решено было пойти на хитрость: по всем бумагам памятник у Вечного огня проходил как садово-парковая скульптура.

Автором монумента стал скульптор из Днепропетровска Борис Волков. В Ижевск он приехал в 1960 году по распределению.

— С Борисом я познакомился в Харькове: мы вместе учились в художественном институте и жили в одной комнате в общежитии, — вспоминает Петр Семенов. – Я сразу обратил внимание на его спортивную осанку: Волков всерьез увлекался боксом и даже организовал боксерскую секцию в институте. Была у него и другая особенность: раньше Борис работал дружинником и потерял один глаз во время задержания преступника. Но быть хорошим скульптором ему это не мешало.

Как рассказал сам Волков в одном из своих интервью, в Ижевск он поехал, чтобы избежать общения с собственной тещей.

«Когда я закончил институт, заказов практически не было, денег тоже, — вспоминает Борис Волков. — И тут мне звонит мой сокурсник Вова и говорит: «Езжай в Удмуртию вместо меня старшим преподавателем в пединститут преподавать скульптуру, а то туда никто не хочет ехать». Ну, я и воспользовался этим шансом, чтоб от тещи сбежать – не сходились мы с ней характерами. Купили с женой билеты и поехали. Помню, была зима, мороз, а на перроне в Ижевске нас встречали местные художники с одним только вопросом: «И что это за дурень такой, который согласился к нам приехать?».

На худграфе пединститута (сейчас УдГУ) Борис Волков работал сначала ассистентом, потом старшим преподавателем и, наконец, деканом. Параллельно он трудился и как скульптор. Среди самых известных его работ — бюст Зои Космодемьянской у школы № 25 и так называемый «Вечный студент» перед вторым корпусом ИжГТУ.

— Что касается ижевского воина, макет Солдата со знаменем Волков создал еще до 1967 года для выставки «Большая Волга», — рассказывает Семенов. — И когда встал вопрос о том, каким будет памятник у Вечного огня, сразу вспомнили об этой скульптуре.

Правда, как вспоминает Аркадий Завойских, в кулуарах министерства культуры обсуждался еще один вариант будущего монумента.

Интересно, что позже памятник Кунгурцеву все-таки появился у Вечного огня — его перенесли сюда от Александро-Невского собора, где он стоял с 1951 года.

— Условий для работы скульптора почти не было, фигуру солдата в натуральный размер, — а это около 10 метров, — лепили из глины на хозяйственном дворе мединститута, недалеко от университета, – вспоминает Петр Садофьевич. — Чтобы в перерывах между работой глина не засыхала, солдата накрывали мокрым полотном и клеенкой. Ох, и досталось же тогда Волкову от нас! Мы чуть ли не каждый день ходили мимо и, естественно, замечали все недостатки, а потом обсуждали их на заседаниях худсовета. Кстати, уже тогда скульптуру прозвали «мухоловом».

По словам Семенова, у Волкова плохо получалось вылепить верхнюю часть фигуры: плечевой пояс, шею и голову. Поза, в которой стоит солдат, анатомически довольно сложная, тут важно соблюсти все пропорции, учитывая при этом размер памятника и то, что горожане будут смотреть на него снизу вверх.

— Помню, с нами работала секретарь горкома по идеологии Валентина Шлепотина, так она все переживала из-за того, что все ижевские художники и скульпторы критикуют работу Волкова, — говорит Петр Садофьевич. — Валентина Константиновна настолько была озабочена сложившейся ситуацией, что рассказывала: мол, по утрам первым делом идет к зеркалу - встает в позу солдата, руки так же поднимает и все пытается понять, что же там не так с его плечами!

Когда партийные власти окончательно потеряли терпение, было решено пригласить независимых экспертов. Приехали двое художников из Перми и подтвердили, что скульптуру в таком виде оставлять нельзя, нужно переделать плечи и голову. Тогда Волков вызвал из Нижнего Тагила своего приятеля, скульптора Николая Михайловского. Он залез на леса и все поправил. Фигуру можно было отправлять на отливку.

Но перед самой отливкой памятника разразился грандиозный скандал. Как вспоминает Аркадий Завойских, окончательно утвердить макет скульптуры должен был первый секретарь Удмуртского обкома КПСС Валерий Марисов.

— Правительство республики поехало смотреть, как будет выглядеть памятник в натуральную величину, — рассказывает Аркадий Федорович. — Помню, что Волков был весь в нетерпении и все повторял, что нужно скорее заканчивать с отливкой, потому что он вот-вот должен уехать в Берлин, работать там над мемориалом в память о советских воинах, погибших на территории Германии.

Марисов дал указание «одеть» солдата перед тем, как отливать его в чугуне. Но Волков и Завойских решили оставить все как есть, на свой страх и риск. Солдата поставили на площади без согласования с Марисовым — когда Валерий Константинович увидел, как его устанавливают, через окно (а старое здание правительства находилось неподалеку от площади), было уже поздно что-либо менять. Завойских вспоминал: его потом вызвал помощник первого секретаря обкома, ругался и грозил выговором. Но в итоге никакого наказания не последовало. Да и ижевчане отреагировали на полуобнаженную фигуру вполне благосклонно.

— Памятник смонтировали быстро, часа за два-три, — рассказывает Вячеслав Текунов, почетный строитель России, заслуженный строитель Удмуртии. — Его привезли на двух машинах: отдельно – ноги и туловище, отдельно — плечи, руки, голову и знамя. Установили нижнюю часть, закрепили ее на мраморном постаменте, а потом сверху установили верхнюю часть. Скрепили их между собой с помощью штырей и специального раствора.

Кстати, сам Волков рассказывает, что, пока строители монтировали нижнюю часть памятника, он даже успел прикорнуть на чугунном знамени. Будить его не стали: вместо этого монтажники шутки ради приподняли знамя в воздух, а потом смеялись над перепуганным скульптором и якобы даже фотографировали этот момент на память.

Солдата у Вечного огня лепили с обычных людей. Например, брови и скулы Борис Волков скопировал со своего студента, который сейчас живет в Малопургинском районе Удмуртии.

После выхода этого материала нам несколько раз звонили читатели с уточнениями — мол, не только Филимонов послужил моделью для монумента. Кто-то из звонивших позировал Волкову сам, кто-то вспомнил, что моделью выступил его знакомый. Скорее всего, Борис Волков создал некий собирательный образ солдата, позаимствовав те или иные черты у разных студентов худграфа.

Местоположение

  • Адрес: Удмуртская Республика, г. Ижевск, пл. 50 лет Октября

Контактная информация

Источники

Вернуться в категорию «Воинская слава»