Вход Регистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети

Федотов Михаил Иванович

Федотов Михаил Иванович

Биографическая справка

Михаил Иванович Федотов (7 октября 1958, д. Ворца, Ярский район, Удмуртская АССР — 6 мая 1995, Ижевск) — удмуртский поэт, по национальности бесермянин.

Биография

В 1981 году окончил филологический факультет Удмуртского государственного университета. Участник IX Всесоюзного совещания молодых писателей. Работал научным сотрудником УдНИИ, редактором отдела поэзии и критики журнала «Молот» и корреспондентом газеты «Советская Удмуртия». В последние годы жизни был редактором отдела художественной и детской литературы книжного издательства «Удмуртия» и в редакции журнала «Кенеш». Умер в 1995 году после продолжительной болезни.

Творчество

Свои первые произведения Федотов опубликовал в 1974 году в газете «Дась лу!». Активно начал печататься в годы учёбы в университете и службы в армии. В 1988 году Федотов стал лауреатом премии Комсомола Удмуртии имени Флора Васильева, в 1990 получил премию «Отличник печати». Поэзия Михаила Федотова, как отмечали многие критики и коллеги по «цеху», это голос боли. Его последняя прижизненная книга «Вось» (1991) переводится и как «Нерв», «Моление» и как «Боль». Поэт сознательно обращается в своих стихах к бесермянской мистике. Федотов сумел поднять удмуртскую поэзию на новую ступень миропонимания, где важное место занимает древний мифологический пласт.

Кроме того, Федотов написал несколько научных статей по вопросу происхождения этнической группы бесермян, живущих на севере Удмуртии.

Библиография

  • Кылбуръёс // Йыр вадьсын инбам: Егитъёслэн творчествозы. — Ижевск, 1984. — с. 56-57.
  • Тэдьы юсьёс берто. — Устинов, 1985. — 60 с.
  • Ымныртэм // «Молотлы» — 60. — Устинов, 1986. — С. 379. Берекет. — Ижевск, 1988. — 110 с.
  • «Вось». — Ижевск: Удмуртия, 1991. — 144 с.
  • Дунне кутске дор палъёсын = Мир начинается от родного порога : кылбуръёс / Михаил Федотов; пер. В. И. Емельянова; худож. В. Е. Владыкина; [сост. И. В. Леонтьева; послесл. В. Трефилова]. — Ижевск : Анигма, 2013. — 190 c.
  • Ӝуждала : кылбуръёс / Михаил Федотов. — Ижевск : Удмуртия, 2008. — 175 с.
  • Тӧдьы юсьёс берто : кылбуръёс / Михаил Федотов. — Устинов : Удмуртия, 1986. — 59 с.
  • Я жизнь свою не стану выпрямлять… : стихи / Михаил Федотов

Родился 7 октября 1958 г. в деревне Ворца Ярского района Удмуртии в бесермянской семье. В 1981 г. окончил филологический факультет Удмуртского государственного университета. В 1988г. был принят в Союз писателей РФ.

Работал научным сотрудником УдНИИ, редактором отдела поэзии и критики журнала «Молот», корреспондентом газеты «Советской Удмуртия», в последние годы жизни работал редактором отдела художественной и детской литературы книжного издательства «Удмуртия» и в редакции журнала «Кенеш». Трагически рано ушел из жизни.

Первые произведения опубликовал в 1974 г. в газете для детей «Дась лу!» Активно начал печататься в годы учебы в университете и службы в рядах Советской Армии. Автор сборников «Тодьы юсьес берто» («Белые лебеди возвращаются»,1986), «Берекет» («Желаю добра»,1988).

М. Федотов – лауреат премии Комсомола Удмуртии имени Флора Васильева (1988), «Отличник печати» (1990). Умер 6 мая 1995 г. после тяжелой изнурительной болезни.

Первые стихи начал писать в седьмом классе. Во время организованной в школе творческой встречи с удмуртскими писателями Ф. Васильевым и Г. Архиповым, несмотря на природную стеснительность, Миша решился прочитать им свои стихи, после чего поэты посоветовали ему продолжать писать. Но в 9-м классе Миша вдруг решает посвятить себя геологии, даже собирается поступить в Миасский горный техникум в Свердловске, но мать не дает согласия. Посоветовавшись с Г. Архиповым, который в то время работал в Ярской газете, решает поступить на филологический факультет Удмуртского государственного университета.  Будучи студентом, Михаил продолжает писать и посещает литературный кружок под руководством удмуртского писателя Даниила Александровича Яшина.

Кроме творческой работы М. Федотов активно занимается наукой – исследует происхождение бесермянского народа, его язык, культуру. Занимается общественной деятельностью – входит в состав фольклорного ансамбля «Чипчирган» и стройотряда «Интер».

После университета М. Федотов поступает на работу научным сотрудником в УдНИИ, но через некоторое время он был призван в армию для прохождения срочной службы. С осени 1983 года Михаил Иванович – редактор художественной и детской литературы издательства «Удмуртия». В 1986 году выходит его первый поэтический сборник «Тӧдьы юсьёс берто» («Белые лебеди возвращаются»), в 1988 году второй – «Берекет» («Желаю добра»), за который М. Федотов был награжден премией имени Ф. И. Васильева. В 1991 году выходит третий по счету сборник – «Вӧсь» («Боль»). Четвертый и пятый сборники – «Вирсэр» и «Ӝуждала» – опубликованы уже после смерти поэта

Ценность культурного наследия

Первый сборник поэта «Тодьы юсьёс берто» (Белые лебеди возвращаются) вышел в 1986 году. Второй — «Берекет» («Желаю добра») увидел свет в 1988 году. Третий сборник  «Вось» («Боль») — в 1991 г. Четвёртый  сборник  «Вирсэр» («Пульс») 1998 г. впервые  знакомит  читателей  со  стихами, не  опубликованными  при его  жизни и с  переводами  на  русский  язык. В  книгу  включены также  воспоминания  самых  близких друзей  поэта.

В своих стихах поэт желает добра, счастья своим землякам, прославляет людей труда. Поэму «Бердыши» он посвятил поэту-земляку Ф.Васильеву, который был его наставником, ценителем первых его творений.

Приверженность родной земле, отчему дому, мучительным вопросам противоборства добра и зла, стремление героя держать руку на пульсе событий, идти в ногу со временем - вот основные темы стихов поэта. 

М. Федотов – автор научных статей о загадочной по своему происхождению этнической группе бесермян, живущих на севере Удмуртии.

Поэзия М.Федотова - голос боли. Его последняя прижизненная книга «Вось» (1991) переводится и как «Моление», и как «Боль». Поэт сознательно обращается в своих стихах к бесермянской мистике. Федотов сумел поднять удмуртскую поэзию на новую ступень миропонимания, где важное место занимает древний мифологический пласт.

Творческое наследие М. Федотова, как и следует настоящей поэзии, достаточно многогранно, в силу чего таит в себе множество явных и скрытых смыслов. Феномен его поэзии включает в себя радостный оптимизм первого сборника «Тӧдьы юсьёс берто», особую мягкость интонации и житейскую мудрость сборника «Берекет», а также боль холода, одиночества, усталости и непонимания, пронизывающие книгу «Вӧсь». Говоря об особенностях поэзии М. Федотова, следует также отметить его работу над словом, благодаря чему слово обрастает дополнительными смыслами и перерастает в своеобразный символ; тяготение к мифу – языческому и христианскому, трансформация мифологических образов и мотивов и авторское мифотворчество; интерес к различным нетрадиционным философским учениям. Все это в совокупности позволяет ему по-новому взглянуть на вечные вопросы о сущности бытия, антиномии жизни и смерти, предназначении человека.

В своих стихах Михаил Федотов не представляет человека без природы и природу без человека. Приверженность родной земле, отчему дому, противоборство добра и зла, стремление героя держать руку на пульсе событий, идти в ногу со временем - вот основные темы стихов поэта. 

Поэзия Михаила Федотова - это голос Боли. В начале 1990-х гг. в медицинской карточке МСЧ № 13 отмечалось (наряду с «церебральным арахноидитом», «синдромом» и т. п.), что пациент «считает себя больным с 1980 года». А это значит, все три поэтических сборника Михаила Федотова - это отражение и голос Боли, точнее, метафора и сублимация боли. Хотя внешне в стихах может быть выражена радость, вера в будущее (смех сквозь слезы). Речь идет не только о «быстрой утомляемости», «плохом сне», как пишется в медицинской карточке, но и об этом тоже. Бросается в глаза одно стихотворение, датированное как раз 1980 г., но по известным причинам не включенное в предыдущие сборники стихов:

Не опускайте головы, мои друзья,

Что я ухожу из этой жизни.

Не говорите ни слова на моей могиле,

Свои думы держите только при себе.

Назавтра моя душа на алых крыльях,

Словно Христос, взлетит на голубое небо...

(«Не опускайте головы, мои друзья...»)

Михаил пишет эти полные трагизма строки в 21 год. Самое начало жизни. Чаще всего «боль» в стихах М. Федотова опосредована или, как говорит наука, сублимирована, и чтобы разгадать ее, нужны новые методики изучения поэтического текста.

Поэзия М. Федотова - это боль и за свой народ, бесермян. Какова история происхождения бесермян? В науке пока нет убедительного ответа. Достоверно одно - бесермяне, хотя и говорят на удмуртском языке, этнически удмуртами не являются. Реальный быт бесермян, «портреты с натуры» наиболее убедительно воссозданы М. Федотовым во второй его книге «Берекет» (1988), что можно перевести одновременно и как «спорость», и как «изобилие.

М. Федотов раскрывает традиции, обычаи, национальные ценности бесермянского этноса, дошедшие до нас из глубины веков. Ключевой в его поэтическом мире - поиск национальной идентичности, своего места в жизни бесермянского народа. Часто в поэтическом мире М. Федотова два этноса – удмурты и бесермяне – сливаются в единое целое. Показываются глубокие раны национального мира. Образ удмуртского края наполняется трагическим пафосом, появляется ощущение этнической катастрофы, что во многом связано с тем, что люди покидают свои деревни, забывают свои корни. Город для поэта - тюрьма. 

Боль – физическая и душевная - доводит М. Федотова до такой степени неустойчивости, что он вынужден купить заброшенный деревянный домик в далеком Увинском районе (два часа на поезде и полчаса пешком).

Греховен мир. И холоден. И зол.

И я, сбежав от подлости надменной,

Последний уголок себе нашел

В деревне, как в пустыне сокровенной.

(«Греховен мир. И холоден. И зол…»)

Перевод Вл. Емельянова 

Большие поэты наделены обостренной чувствительностью. Он торопился сказать главное, каждое его стихотворение – это борьба с острой болью, с болью в широком понимании этого слова. Наверное, как человеку Михаилу Федотову больше хотелось остаться здесь, чем уйти в будущее

«…Миша обладал природным умом, тактом, он был воспитанным человеком. Это шло от семьи, от мамы, в нем заложены были высокие и благородные чувства и побуждения. Я это почувствовала в одной нашей длительной беседе. Как он тонко разбирался в поэзии, как зрело судил о ней, как знал цену творчества каждого из писателей! А теперь всех, стоящих у гроба, мучил вопрос: почему, неужели не могли спасти? Речь шла, к сожалению, не о врачах, которые сделали все, что могли, а о людях, его окружающих, его друзьях и коллегах. Не могу и с себя снять вины. И я ничего не сделала, чтобы протянуть руку помощи в его беде.

Попытка одного из его друзей на панихиде объяснить его гибель одиночеством поэта, тяжестью творческого труда, тем, что у нас не берегут поэтов, не любят их (не берегут – да, не любят – нет) не была всей правдой. Нужна борьба общества, коллектива, всей художественной интеллигенции за каждого и за себя. Согревая душевной заботой, нужно оберегать друг друга от пагубных пристрастий и привычек,  чтобы они не уносили преждевременно из жизни людей талантливых, чистых душой. А Миша Федотов был именно таким человеком, но слабым, не нашедшим в других опоры, а в себе – силы бороться с ними… Он был поэтом милостью божьей…».

 

Источники

Вернуться в категорию «Писатели и поэты»