Вход Регистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети

Коновалов Михаил Алексеевич

Коновалов Михаил Алексеевич

Биографическая справка

Коновалов, Михаил Алексеевич (8 мая 1905 — 1939) — удмуртский писатель и драматург.

Михаил Коновалов родился в крестьянской семье в деревне Акаршур (ныне Можгинский район Удмуртии) 8 мая 1905 года. В 1918 году поступил в учительскую семинарию в Елабуге, а в 1922 — в Можгинский педтехникум. Работал учителем, был сотрудником в газете. С 1930 года жил в Ижевске. Незаконно репрессирован. Посмертно реабилитирован.

Среди литературных произведений Коновалова выделяются романы «Вурысо бам» (Лицо со шрамом; об индустриализации и коллективизации) и «Гаян» (о восстании Пугачёва). Коновалов писал также рассказы для детей (сборник «Шудо выжы» — «Счастливое поколение»), активно собирал фольклор. Опыт Коновалова в драматургии (пьеса «Вормись кужым» — «Побеждающая сила») был негативно встречен критикой.

Коновалов Михаил Алексеевич — удмуртский прозаик, драматург, литературный критик.

Михаил Коновалов родился 5 июня 1905 года в селе Акаршур ныне Можгинского района удмуртской Республики в крестьянской семье. 

В 1918 году Михаил Коновалов поступил в Елабужскую учительскую семинарию, но был вынужден прервать обучение во время Гражданской войны. В 1922 году поступил в Можгинский педагогический техникум. Во время учёбы в педтехникуме печатал в газете «Гудыри» свои первые стихи.

После окончания техникума Михаил Коновалов работал заведующим семилетней школой в Можге, учителем в Большекибьинской и Большеучинской школах. В 1930 году М. Коновалов переехал в Ижевск. С этого времени он активно публиковался в периодической печати, работал в редакции газеты «Удмурт коммуна», редактировал заводскую многотиражную газету «Андан понна» («За сталь»). Вместе с Кедра Митреем и композитором Д. Васильевым-Буглаевым в 1933-1934 гг. принял участие в экспедиции по сбору произведений удмуртского фольклора, что послужило для него стимулом к изучению истории и этнографии родного края. 

В июле 1934 года Михаил Коновалов был принят в Союз писателей СССР, его членский билет был подписан Максимом Горьким. С 1935 по 1937 гг. Михаил Коновалов жил в Юкаменске, редактировал газету «Ударник».

Первым художественным произведением Михаила Коновалова был рассказ «Лизи» («Лизонька», 1932) – отклик писателя на коллективизацию удмуртской деревни. Лизи предвосхитила образ Лины романе «Лицо со шрамом» (1933) – первом в удмуртской литературе крупном произведении об индустриализации народного хозяйства и формировании национальных кадров рабочего класса. Роман утверждал идеал положительного героя – коммуниста, труженика, носителя новых нравственных норм в быту. 

Не менее значительный вклад в удмуртскую литературу Михаил Коновалов внёс историческим романом «Гаян» (1936), в котором писатель воссоздал образ Емельяна Пугачёва в Крестьянской войне 1773 — 1775 года. 

Михаил Коновалов был репрессирован в феврале 1937 года и осуждён Особым совещанием НКВД СССР 22 сентября этого же года к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. Умер в заключении в 1938 году.

Коноваловы были заметными личностями в деревне — грамотные, общительного нрава, много читали, любили музыку. В семье Коноваловых соединились две народные традиции, две культуры. Многодетная семья Коноваловых привлекала акаршурцев радушием и гостеприимством, к ним приходили сельчане послушать музыку (в доме были скрипка, гармонь, был организован семейный хор). Окончив школу в родной деревне с Похвальной грамотой, в 1918 г. поступил с сестрой в Елабужскую учительскую семинарию. Но началась гражданская война, в 1919 году Елабугу заняли колчаковцы, учёбу пришлось прервать. Брат и сестра вернулись в родную деревню. Дома застали печальную картину: умер отец, мать вынуждена была отдать четырех дочерей в детский дом. Трое из сестер находились в Ижевске, четвертая, Ольга, попала в Белоруссию. Михаил отправился на поиски её и, к счастью, нашел.

В 1922 г. поступил в Можгинский педтехникум — здесь формировалось мировоззрение будущего писателя. К тому времени уже был комсомольцем и увлекался философией, историей, изучал язык эсперанто, выезжал с чтением лекций в села, выступал с докладами, участвовал в театральных постановках и коцертах. Будучи студентом, его первые статьи и зарисовки были напечатаны в газете «Гудыри» («Гром»).

Окончив педтехникум, работал учителем, а затем заведовал семилетней школой в Можге, принимал активное участие в коллективизации деревни. Затем учительствовал в Большой Кибье, Большой Уче. В 1929 г. М. Коновалов вступил в ряды Коммунистической партии. В 1930 г. переехал в Ижевск, стал одним из организаторов ВУАРП — Всеудмуртской ассоциации революционных писателей. С этого времени он активно выступал в периодической печати, работал в областном совете профсоюзов, в редакции газеты «Удмурт коммуна», редактировал заводскую многотиражку «Андан понна» («За сталь») и писал роман «Лицо со шрамом», который вышел в 1933 году — первый в удмуртской прозе городской роман.

В 1932 г. принял участие в работе Первого пленума оргкомитета писателей СССР. Вместе с Кедра Митреем, композитором Д. С. Васильевым-Буглаем в 1933 — 1934 гг. принял участие в историко-этнографической экспедиции по сбору произведений удмуртского фольклора, что послужило для него стимулом к изучению истории, этнографии родного края. Собранные материалы экспедиции вылились в написание пьесы «Пугачев».

В июле 1934 г. М. Коновалов был принят в Союз писателей СССР. Его членский билет подписан Горьким. В этом же году вместе с Кедра Митреем и Г. Медведевым участвовал в работе Первого Всесоюзного съезда писателей СССР.

В 1934 — 1935 годы М. Коновалов издал книги «Вормись кужым» («Побеждающая сила»), «шудо выжы» («счастливое поколение»), «Чильдэт» («Мишень»).

С 1935 по 1937 гг. жил в селе Юкаменское, редактировал районную газету «Ударник».

М.А. Коновалов прожил всего 33 года. В 1937 г. он был незаконно репрессирован и трагически погиб в заключение на Соловецких островах в 1938 г. в расцвете творческого дарования, оставив в отечественной литературе свой яркий след — как первооткрыватель темы рабочего класса в удмуртской прозе, создатель исторического романа. 

В родной деревне Акаршур установлен памятник Михаилу Коновалову. В городе Можге проживает дочь талантливого писателя — Жанна Михайловна Баранова (бывший преподаватель Можгинского педучилища).

В 1937 году, после всего лишь семи лет творчества, М. Коновалов арестован, умирает в 1938 году в лагере Кемеровской области.

Ценность культурного наследия

Венгерский ученый Петер Домокош (1936 г. р.) в своей книге «История удмуртской литературы» (первое издание — Венгрия, 1975, второе — Ижевск, 1993) отмечает: «Роман „Лицо со шрамом“ соответствует критериям социалистического реализма, действительность того времени автор изображает так, что показывает и перспективы. <…> Первый удмуртский роман о рабочем классе очень известен среди читателей». Этот роман о проблемах развития промышленности 1930-х годов в СССР «Народный писатель Удмуртии» Михаил Лямин (1906–1978) сравнил с «Цементом» (1925) классика социалистического реализма Федора Гладкова (1883–1958).

В 1933–1934 гг. Коновалов вместе с выдающимся удмуртским писателем Кедра Митреем (1892–1949) и советским композитором Дмитрием Васильевым-Буглаем (1888–1956) принял участие в этнографической экспедиции по сбору произведений удмуртского фольклора. Собранные материалы вылились в написание пьесы «Пугачев» (впервые опубликована в удмуртской газете «Дась лу» в 1975 г.) и романа «Гаян» (1936). Динамичный исторический роман «Гаян» об удмуртском союзнике Пугачева ныне признан значительным произведением не только удмуртской, но и всей советской литературы. В июле 1934 г. Коновалов был принят в Союз писателей СССР: его членский билет подписан Горьким. В 1933–1935 гг. Коновалов издал книги «Вормись кужым» («Побеждающая сила»), «Шудо выжы» («Счастливое поколение»), «Чильдэт» («Мишень»). В эти же годы писатель редактирует газету «Кылбурет удысын» («На фронте литературы»). С 1935 по 1937 гг. Коновалов жил в с. Юкаменское, редактировал районную газету «Ударник».

М. Коновалов обладал обостренным чувством нового, видел главную линию развития литературы в решении актуальных проблем действительности, в изучении прошлого. Его очерки о передовых людях колхозной деревни отличались живостью повествования, колоритностью описаний, запоминающимися портретными характеристиками.

Первым его значительным художественным произведением был рассказ «Лизй» («Лизонька», 1932). Это был отклик писателя на коллективизацию удмуртской деревни. Лизй предвосхитила образ Лины в романе «Лицо со шрамом» (1933) - первом в удмуртской литературе крупном произведении об индустриализации народного хозяйства и формировании национальных кадров рабочего класса. Роман утверждал идеал положительного героя коммуниста, человека с высоким классовым сознанием, труженика, носителя новых нравственных норм в быту. 

Не менее значительный вклад в удмуртскую и советскую многонациональную литературу внес М. Коновалов историческим романом «Гаян», который вышел в 1937 году - об участии удмуртского народа в крестьянском движении в эпоху царствования Екатерины II, изображены события Пугачевского движения в удмуртской прозе. В образе Гаяна воплощены лучшие качества национального характера, развенчана реакционная мысль об инертности, индифферентности удмуртского народа. Многоплановый сюжет романа цементирует мысль о дружбе народов (русских, удмуртов, татар, башкир), вставших под знамена Пугачёва. 

1933: «Лицо со шрамом». Михаил Коновалов создал первый удмуртский роман о рабочем классе Лицо со шрамом («Вурысо бам»). Картины коллективного труда (русских, удмуртов) — ведущие в произведении. Венгерский литературовед Петер Домокош отмечает, что произведение построено по типу «Декамерона», напоминающее по композиции детективный роман. Интрига романа в том, что конфликтуют «братья»: Дубов и Нушин (Нушин шантажирует Дубова происхождением из семьи жандарма). Дубов уходит из родительского дома, он настоящий положительный герой, отзывчивый, нежный, отличный футболист; Нушин при беспощадном отце превращается в изверга, истязает красных, обманом проникает на завод, он нагл и напорист в отношениях к женщинам (история с Линой). Главные герои романа – люди, активно осмысляющие свои действия, строители будущего страны: Дубов, Радин, Лина, Михайлова; союзники Нушина: бездельники, лодыри, кулаки — Рябов, Вахтин, Герей, Бахтин; создают проблемы герои, которым предстоит «расти» — Звонов, Гондыр.

На страницах романа присутствуют исторические персонажи — Азин, железный комдив, партийный вождь Удмуртии Наговицын. С. Т. Арекеева отмечает применение метонимии в изображении героев: к примеру, Нушин — «бака тыбыр» («лягушачья спина»), «вурысо бам» («лицо со шрамом»); в романе даже есть героиня-метонимия «буям ымдур» («накрашенные губы»). Одной из самых характерных черт романа является уподобление героев животным. В свое время удмуртский писатель М. Лямин упрекнул автора, что голоса почти всех героев сравниваются с голосами домашних животных: то они ржут, то блеют. Условность персонажей в романе усиливается и за счет того, что, вместо людей-героев, похожих на животных, начинают действовать герои-животные (так схватка Нушина с женой переходит в описание действий волка и зайца). По стилю Лицо со шрамом во многом сходен с такими произведениями, как «Время – вперед» В. Катаева, «Танкер Дербент» Ю. Крымова, «Цемент» Ф. Гладкова.

1934-1935 годы. М. Коновалов вместе с К. Митреем и Г. Медведевым были приглашены на первый съезд писателей СССР в 1934 году. Здесь он познакомился с М. Горьким и в том же году написал статью В гостях у Максима Горького, в которой выразил восторженность этой встречей. Пробовал себя писатель и в драматургии: пьеса Побеждающая сила («Вормись кужым», 1934) была посвящена деревне в период организации колхозов, но вызвала резкие критические отклики. В 1935 году вышла книга детских рассказов М. Коновалова Счастливое поколение («Шудо выжы»). Рассказы писателя — результат его педагогической деятельности. Он хотел, чтобы детская литература была духовно здоровой. Не утратили они и своей воспитательной значимости, так как были переизданы в сборнике Мишень («Чильдэт», 1964).

1936: «Гаян». Едва окончив роман Лицо со шрамом, М. Коновалов приступает к подготовке исторического романа Гаян, посвященного Пугачевскому восстанию, в котором помимо русских, чуваш, татар, заметную роль сыграли и удмурты.

Помимо архивных материалов писатель использовал множество преданий о Пугачеве, «беглецкие» песни, опирался на «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина. Пушкин создал образ талантливого и жестокого бунтовщика, поднявшего народ против дворянства и самодержавия, Коновалов – образ вождя восставшего народа, принявшего облик того царя, каким он сформировался в сознании угнетенных. Старик-гусляр рассказывает сыну Гаяну давнюю историю о трагической смерти его матери из-за истязаний попа. Появляется Алымов с группой солдат в поисках рабочих для нужд завода. Гаян восстает против грубости и самоволия власти, убегает. В лесу встречает Пугачева, становится его верным соратником. Вместе с Гаяном воюет его друг Чипчирган (возлюбленный сестры Гаяна Италмас). В деревне остается Чачабей (возлюбленная Гаяна), она рожает ему сына, но насильно выдается замуж за кулака Пужей Баляна. Восстание терпит поражение, атамана предают, а Гаяну, судьба которого становится легендарной, снова приходится скитаться.

В романе помимо Пугачева и переименованного Туймата (Гаян), участвует ряд исторических лиц — Екатерина II, Потемкин, Венцель (начальник Воткинского завода), Михельсон, Падуров, башкир Салават Юлаев, русские крестьяне Зарубин, Носков, Кудашев. Удачно сочетаются в произведении романтизм с объективной сухостью летописей, стиль сказок и преданий с выразительными описаниями. Литературовед А. Зуева пришла к выводу, что сказочный сюжет является праосновой композиционной структуры романа (отцовский наказ сыновьям, отлучка и путешествие героя, испытания, финальный пир). Гаян — роман со сложной композицией с преобладанием народно-фольклорной основы в первой части и литературно-исторической — во второй.

Связанные достопримечательности

В родной деревне Акаршур установлен памятник Михаилу Коновалову. 

Источники

Связанные достопримечательности

Вернуться в категорию «Писатели и поэты»