Вход Регистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети

Красильников Геннадий Дмитриевич

Красильников Геннадий Дмитриевич

Биографическая справка

Красильников Геннадий Дмитриевич (7 июля 1928 года, с. Алнаши Алнашского района Удмуртской АССР, — 11 апреля 1975 года, г. Ижевск) — удмуртский писатель. Лауреат Государственной премии Удмуртской АССР. Член Союза писателей СССР (1957).

Биография

Геннадий Красильников родился 7 июля 1928 года в селе Алнаши (ныне Удмуртия) в крестьянской семье. После окончания школы работал в редакциях районной газеты «Алнашский колхозник», республиканской газеты «Советская Удмуртия». В 1957 году окончил Литературный институт имени А. М. Горького.

В 1963 — 1974 годах — председатель правления Союза писателей Удмуртской АССР. Внёс большой вклад в развитие удмуртской литературы, заметно отойдя в своих произведениях от основных канонов соцреализма.

Депутат Верховного Совета РСФСР (1961—63 гг. и 1967—71 гг.). Депутат Верховного Совета Удмуртской АССР (1961—67 гг. и 1971—75 гг.), одновременно — Председатель Верховного Совета Удмуртской АССР (20 марта 1963 года — 28 марта 1967 года).

Скончался 11 апреля 1975 года в городе Ижевске. Похоронен на Хохряковском кладбище.

Награды и премии

  • орден Трудового Красного Знамени (28.10.1967)
  • орден «Знак Почёта» (1971)
  • медали
  • Государственная премии Удмуртской АССР (1972)

Творчество

Первые произведения Геннадия Красильникова увидели свет в конце 1940-х годов. Его перу принадлежат романы «Тӧлсяська» (Пустоцвет), «Арлэн кутсконэз» (Начало года) и повести «Вуж юрт» (Старый дом), «Тонэн кылисько» (Остаюсь с тобой). Печатался в журналах «Дружба народов», «Урал», «Смена», «Советский воин», «Огонёк» и др. Многие его произведения являются яркими представителями «деревенской прозы». В своих произведениях он показывает трагическую борьбу колхозного строительства и старых обычаев и мироощущений крестьянства. В последние годы жизни Красильников обратился к малой прозаической форме.

Классик удмуртской литературы, прозаик, публицист, журналист, лауреат Государственной премии УАССР, один из руководителей Союза писателей Удмуртии Геннадий Дмитриевич Красильников занимает видное место не только в удмуртской, но и в многонациональной российской литературе. Созданные им романы, рассказы, пьесы, очерки, повести, статьи дают основание говорить об особом, красильниковском пути в развитии удмуртской прозы начала 1950 — середины 70-х годов.

В 1963 г. Г. Красильников был избран председателем правления Союза писателей Удмуртии; избирался депутатом Верховного Совета РСФСР и Верховного Совета УАССР, был Председателем Верховного Совета Удмуртии, секретарём правления СП РСФСР. За активную общественную и творческую работу Г. Красильников награждён орденом "Знак Почёта", ему присуждена в 1972 г. Государственная премия УАССР. Член Союза писателй СССР с 1957 г. Был делегатом писательских съездов СССР, РСФСР с 1958 по 1971 гг. Произведения Г. Красильникова широко известны в стране, рассказы и повесть "Старый дом" переведены на украинский, татарский, коми, венгерский, чешский и другие языки.

Родился 7 июля 1928 г. в с. Алнаши Алнашской волости Можгинского уезда Вотской автономной области, удмурт. Образование высшее. Окончил Литературный институт им. А.М. Горького в г. Москве, член Союза писателей СССР с 1957 г., классик удмуртской литературы.

1945-1946 гг. – прозаик, литературный сотрудник районной газеты "Алнашский колхозник", с. Алнаши.

1946-1947 гг. – служил в Красной Армии.

1947-1950 гг. – литературный сотрудник районной газеты "Алнашский колхозник".

1950-1952 гг. – литературный работник газеты "Советской Удмуртия", г. Ижевск.

1952-1957 гг. – студент Литературного института им. А.М. Горького, г.Москва.

1957-1963 гг. – писатель-профессионал, с. Алнаши.

март 1963 - март 1967 гг. – Председатель Верховного Совета УАССР, г.Ижевск.

Награжден орденами Трудового Красного Знамени, "Знак почета". Лауреат Государственной премии УАССР.

Г. Красильников двуязычный писатель. Большинство своих произведений он переводил на русский язык сам. Его рассказы, повести, романы, публицистические статьи печатались в журналах «Дружба народов», «Урал», «Смена», «Советский воин», «Огонек» и др.

В первых рассказах, в повестях «Вуж юрт» («Старый дом»), «Тонэн кылисько» («Остаюсь с тобой») внимание писателя сосредоточено на судьбах молодых людей, на становлении их характера.

В лирической повести «Тонэн кылисько» («Остаюсь с тобой») автор затронул актуальную проблему — самоопределение в коллективе и в труде молодого человека, выпускника школы, который не попал в вуз и вынужден вернуться в родной колхоз.

Новым шагом в удмуртской литературе стал роман Красильникова «Толсяська» («Пустоцвет») — продолжение «Старого дома», в котором автор раскрывает отживающее, уходящее под воздействием новых условий жизни. Повесть и роман, составившие дилогию, являются значительным вкладом в советскую многонациональную прозу.

Последнее крупное произведение — роман «Арлэн кутсконэз» («Начало года») положило начало в удмуртской прозе жанру интеллектуального романа, выявило новые грани таланта Г. Красильникова. Писателю удалось глубоко проникнуть в психологию героев-интеллигентов, полярных по своим идеалам, мировоззрению, нравственным принципам. Г. Красильников создал новых героев в лице гуманиста-хирурга Соснова и его антипода Световидова. Писатель обличал пороки приспособленцев, эгоцентристов, противопоставляя им носителей гражданского долга на материале национальной удмуртской жизни.

Г. Красильников впервые в удмуртской прозе сформулировал мысль о жизни как линии поведения человека. Образом Соснова решается проблема героического в судьбе личности: она в повседневных делах врача, и это - норма его жизни.

В 1971 г. вышел сборник рассказов «Кошкисез мед кошкоз» («Уходящий пусть уходит»). Рассказ, давший название сборнику, еще раз выявил авторскую позицию Г. Красильникова, твердо убежденного: поле отцов должны наследовать дети. Человек и отчий дом, человек и земля, Родина — главные проблемы творчества этого писателя, ставшего классиком удмуртской литературы.

Творчество Г.Д. Красильникова - предмет исследования не только российских, удмуртских, но и зарубежных исследователей (П. Домокош).

Его произведения широко известны в стране, рассказы и повесть «Старый дом» переведены на украинский, коми, венгерский, чешский и другие языки.

Творчество Г. Красильникова, создавшего свою изобразительную систему, свой стилевой поток в национальной литературе как художественной летописи жизни родного народа в середине XX века, имеет прямой выход в нашу современность.

Ценность культурного наследия

Творчество Г.Д. Красильникова — предмет исследования не только российских, удмуртских, но и зарубежных исследователей (П. Домокош).

Г. Красильников — двуязычный писатель. Большинство своих произведений он переводил на русский язык сам. Рассказы, повести, романы, публицистические статьи Г. Красильникова печатались в лучших издательствах страны, а также в журналах "Дружба народов", "Урал", "Смена", "Советский воин", "Огонёк" и др.

В первых рассказах, в повестях "Вуж юрт" ("Старый дом"), "Тонэн кылисько" ("Остаюсь с тобой") внимание писателя сосредоточено на судьбах молодых людей, становлении их характера, социальных проблемах, взаимопонимании отцов и детей.

В лирической повести "Тонэн кылисько" ("Остаюсь с тобой") писатель затронул актуальную проблему - самоопределение в коллективе, в труде и жизни молодого человека, выпускника школы, который не попал в вуз и вынужден вернуться в родную деревню.

Новым шагом в удмуртской литературе стал его остроконфликтный роман "Тöлсяська" ("Пустоцвет", позже озаглавлен "Олексан Кабышев"), продолжение "Старого дома", в котором автор раскрывает отживающее в быту и в душах людей, уходящее под воздействием развивающейся жизни. Повесть и роман "Олексан Кабышев", составившие дилогию, явились значительным вкладом в советскую многонациональную эпическую прозу.

Последнее крупное произведение - новаторский роман "Арлэн кутсконэз" ("Начало года") - положил начало в удмуртской прозе жанру интеллектуального романа, выявил новые грани таланта Г. Красильникова. Автору удалось глубоко проникнуть в психологию героев- интеллигентов, полярных по своим идеалам, мировоззрению, нравственным принципам. Г. Красильников создал новых героев в лице гуманиста-хирурга Соснова и его антипода Световидова. Писатель обличал пороки приспособленцев, эгоцентристов, противопоставляя им носителей гражданского долга на материале национальной удмуртской жизни.

Г. Красильников впервые в удмуртской прозе сформулировал мысль о жизни как линии поведения человека. Образом Соснова решается проблема героического в судьбе личности: она в повседневных делах врача, и это - норма его жизни.

В 1971 г. вышел сборник рассказов "Кошкисез мед кошкоз" ("Уходящий пусть уходит"), Рассказ, давший название сборнику, ещё раз выявил авторскую позицию Г. Красильникова, твёрдо убеждённого: поле отцов должны наследовать дети.

Творчество Г. Красильникова, создавшего свою изобразительную систему, свой стилевой поток в национальной литературе как художественной летописи жизни родного народа в середине XX века, имеет прямой выход в нашу современность.

Человек и отчий дом, человек и земля, человек и труд, Родина - главные проблемы творчества этого талантливого писателя, общественного деятеля, ставшего классиком удмуртской литературы.

Первые произведения Красильникова увидели свет в конце 1940-х годов. Его перу принадлежат романы «Тӧлсяська» (Пустоцвет), «Арлэн кутсконэз» (Начало года) и повести «Вуж юрт» (Старый дом), «Тонэн кылисько» (Остаюсь с тобой). Многие его произведения являются яркими представителями «деревенской прозы». В своих произведениях он показывает трагическую борьбу колхозного строительства и старых обычаев и мироощущений крестьянства. В последние годы жизни Красильников обратился к малой прозаической форме.

Связанные достопримечательности

В память о Г. Д. Красильникове в с. Алнаши был открыт Дом-музей, в г. Ижевске — Музей-квартира Г. Д. Красильникова, на доме в г. Ижевске, где он жил, была установлена мемориальная доска. Улица в с. Алнаши носит его имя.

 

Источники

Связанные достопримечательности

Вернуться в категорию «Писатели и поэты»