Вход Регистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети

Перевощиков Генрих Ксенофонтович

Перевощиков Генрих Ксенофонтович

Биографическая справка

Генрих Ксенофонтович Перевощиков (14 сентября 1937, д. Верх-Нязь, Удмуртская АССР — 23 октября 2016)  — удмуртский прозаик, журналист, член Союза писателей СССР (1977), народный писатель Удмуртии (1994).

Биография

Родился 14 сентября 1937 в деревне Верх-Нязь Игринского района Удмуртской АССР.

В 1960 году окончил историко-филологический факультет Удмуртского государственного педагогического института. В 1960-61 годах служил в рядах Советской Армии.

В 1963 — 1966 гг. — корреспондент, редактор молодёжных передач Удмуртского радио.

1976 — 1978 гг. — литературный консультант Союза писателей Удмуртской АССР.

1978 — 1981 гг. — председатель правления Союза писателей Удмуртской АССР.

С 1981 г. — на литературной работе.

Творчество

Первые произведения были опубликованы в рукописном альманахе «Азьлань» литературного кружка УГПИ. В 1960 году вышел в свет первый сборник рассказов «Тодьы гырлы» (Белый колокольчик). Г. Перевощиковым написаны очерки о подвиге земляков в годы Великой Отечественной войны, которые были отмечены премией Комсомола Удмуртии.

В конце 70-х годов им была создана первая в удмуртской литературе тетралогия «Йыбыртты музъемлы» (Поклонись земле). В 1987 году тетралогия была отмечена Государственной премией Удмуртии.

Произведения

  • Повесть «Омырын — Меркушев» (В воздухе — Меркушев), 1970, в соавт. с Ю. Кедровым)
  • Очерк «Кыдазы егитъес» (Мужала молодежь, 1970)
  • Очерк «Куашетиз сильтол» (В грохоте бури, 1975)
  • Роман-тетралогия «Йыбыртты музъемлы» (Поклонись земле, 1977)

  • «Югдонын» зардэ" (В «Восходе» рассветает, 1980)

  • «Тулкымлы пумит» (Волне наперекор, 1981)

  • «Нуназе азьын» (В полдень, 1986)

  • «Йовалег» (Гололед, 1989)
  • «Тодьы куака» (Белая ворона, 1996)
  • Трилогия из повестей «Сюлэмтэм дунне» («Ыш-ыш», «Об-об», «Эх ма-а» — Жестокосердие, 1994—1998)

Премии и звания

  • Лауреат премии комсомола Удмуртии (1968)
  • Лауреат Государственной премии Удмуртской АССР (1987)
  • Народный писатель Удмуртии (1994)
  • Заслуженный работник культуры Российской Федерации (1998)

Народный писатель Удмуртии (1994), журналист.

Родился в дер. Верх-Нязь Игринского района Удмуртии. Учился Дебёсском педагогическом училище. В 1960 г. окончил историко-филологический факультет Удмуртского государственного педагогического института (ныне Удмуртский государственный университет). Занимался в литературном кружке. С 1963 г. работал журналистом в редакции Удмуртского радио. Многие его работы звучали на Всесоюзной радиостанции «Юность».

В 1976 г. по приглашению удмуртского поэта Ф. Васильева начал работать литконсультантом Союза писателей Удмуртии. В 1979-1984 гг. был членом правления Союза писателей России. С 1992 г. – заведующий отделом прозы в журнале «Кенеш».

Первые литературные пробы Г. Перевощикова были опубликованы в рукописном альманахе «Азьлань» литературного кружка Удмуртского пединститута. Первая книга – сборник рассказов для детей «Тöдьы гырлы» – вышла в 1960 г. В соавторстве с Ю. Кедровым в 1979 г. напечатал повесть «Омырын – Меркушев» («В воздухе Меркушев»). Затем появились книги очерков «Кыдазы егитъёс» («Мужала молодёжь, 1970), «Куашетüз сильтöл» («В грохоте бури», 1975) посвящены подвигам земляков в годы Великой Отечественной войны. Эти книги были отмечены премией комсомола Удмуртии.

Позже выходит роман-тетралогия: «Йыыртты музъемлы» («Поклонись земле», 1977), «Югдонын ӟардэ» («Рассвет в «Югдоне», 1980), «Тулкымлы пумит» («Наперекор волне», 1981), «Нуназе азьын», («»В полдень, 1986). В 1987 г. тетралогия была отмечена Государственной премией Удмуртии. На русском языке опубликована в Ижевске в 1983 г., а в 1986 г. – в издательстве «Современник» в Москве.

Мастерство писателя росло от книги к книге и более рельефно проявилось в других работах: дилогии «Йöвалег» («Гололёд», 1989), романе «Тöдьы куака» («Белая ворона, 1994) и трилогии «Сюлэмтэм дунне» («Жестокосердие», 1997).

Произведения писателя вошли в книги: «Первые шаги» (1958), «Лыдӟон книга» (1973, 2001) Рудольфа Березина и Василия Широбокова, «Между Волгой и Уралом» (Чебоксары, 1980), «Дедушкин родник» (Москва, 1981), «Атай музъем вылын» (1984), «Край родниковый» (Москва, 1984), «Голубые дали» (Саранск, 1990), «Выль дунне» (1991), «Удмурт калавĕсем» (Чебоксары, 2002; в переводе на чувашский язык), «Удмурты» (Москва, 2005), «На переломе эпох» (2006), «Азвесь кышетэн толэзь» (2007).

Член Союза писателей России с 1977 г., Награждён правительственными наградами.

Перевощиков Генрих Ксенофонтович родился 14 сентября 1937 года в деревне Верх-Нязь Игринского района. В 1960 году закончил историко-филологический факультет Удмуртского пединститута, после чего работал радиожурналистом, с 1976 – литературным консультантом, чуть позже – председателем правления Союза писателей Удмуртии.

Профессиональной литературной работой начал заниматься с 1981 года. Генрих Перевощиков – автор первой в истории удмуртской литературы тетралогии «Йыбыртты музъемлы» («Поклонись земле»), дилогии «Йовалег» («Гололед»), а также множества других романов и повестей. Литератор награжден орденом Дружбы, имеет звания «Народный писатель Удмуртской Республики», «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», лауреат государственной премии УАССР и премии Комсомола Удмуртии.

Ценность культурного наследия

Генрих Перевощиков не только первым среди удмуртских авторов написал тетралогию, которая называется «Йыбыртты музъемлы» («Поклонись земле»), но и в целом показал себя знатоком человеческих взаимоотношений и мастером психологического портрета.

Генрих Ксенофонтович Перевощиков начал писать во второй половине 50-х гг. Первый сборник рассказов для детей «То:дьы гырлы» («Белый колокольчик») вышел в 1960 г. В 1970 г. увидели свет повесть «Омырын – Меркушев» («В воздухе – Меркушев») - в соавторстве с Ю. Кедровым и сборник очерков и повестей «Кыдазы егитъёс» («Мужала молодежь») о подвигах наших земляков в годы Великой Отечественной войны. Эта же тема была в центре внимания прозаика в сборнике очерков «Куашетиз сильтол» («В грохоте бури», 1975). Эти книги были отмечены премией комсомола Удмуртии. 

В последующем Г. Перевощиков обратился к изображению тружеников родного края в своих крупноплановых произведениях. Он создал в удмуртской литературе первую тетралогию «Йыбыртты музъемлы» («Поклонись земле»), первая книга её вышла в 1977 г., вторая - «Югдонын» зардэ» («Рассвет в «Югдоне») - в 1980 г., третья - «Тулкымлы пумит» («Наперекор волне») - в 1981 г., четвертая - «Нуназе азьын» («В полдень») - в 1986 г. Здесь писатель внимательно исследует путь мужания главного героя, анализирует поступки, прослеживает его думы, чувства, переживания, связанные с обстановкой на селе, где беспрестанно и необоснованно проводятся разные социально-экономические эксперименты. Автор выступает против волюнтаристских методов руководства, даёт широкий диапазон характеров героев в их социальной ипостаси - от рядовых тружеников до руководителей района и республики, отдельные из которых имеют весьма примитивное, поверхностное представление о сельском хозяйстве.

Подвергнув детальному анализу состояние души героев книги, Г. Перевощиков в тетралогии проявил себя как мастер психологического портрета. Автор старался обогатить удмуртский литературный язык за счёт включения диалектных элементов в речь повествователя и героев. Прозаик обратился к проблеме выживания деревни, сохранению крестьянских корней. Центральный герой тетралогии - бывший учитель Николай Никитин, проходит сложный путь мужания. Тетралогия получила достойную оценку у читателей и критиков, а в 1987 г. она была отмечена Государственной премией Удмуртии. В переводе на русский язык опубликована в Ижевске в 1983 г., а в 1986 г. - в издательстве «Современник» в Москве. 

Мастерство писателя в раскрытии внутреннего мира героев росло от книги к книге и более рельефно проявилось в дилогии «Йовалег» («Гололёд», 1989), в которой создан запоминающийся образ современного интеллигента, автор обратился к трактовке душевного состояния и образа мыслей творческого работника Романа Овчинникова - редактора журнала, неравнодушного человека, стремящегося вникнуть в суть всех происходящих в мире событий, оказать содействие нуждающимся в помощи людям. 
Роман «Тодьы куака» («Белая ворона»,1994) и трилогия из повестей «Сюлэмтэм дунне» («Жестокосердие», вышла в переводе на русский язык в 2004г.) посвящены исследованию острейших нравственных проблем современности.

Более острые социальные коллизии обнажаются в его романе «Тодьы куака» («Белая ворона», 1994), герой которого Ушаков со своей порядочностью и заботой о простом человеке оказался действительно «белой вороной» среди хищников-руководителей: парторга Ложкина, секретаря райкома Кудрявцева, секретаря обкома Опарина и других, ловко использующих своё положение для личного обогащения. Очень неуютно в этой среде Ушакову, она мстит ему, доведя до тюрьмы и гибели. 
В другом романе «Сюлэмтэм дунне» («Жестокосердие»), состоящем из трёх повестей «Ыш-ыш-ыш ... » («Холод-но ... »), «О:б-о:б-о:б ... » («Бо-оль-но ... ») и «Эх-ма-ма», через образы девочки Анюты и её матери, оказавшихся в новых условиях так называемой реформы (а по существу дикого капитализма, растаскивания общенародного государственного добра ловкими хищниками), автор показывает трагическую судьбу семьи, оставшейся без средств существования. Здесь же представлена мерзкая личность нового «хозяина жизни», способного на любую подлость для извлечения материальной выгоды. 

Исследуя судьбы наших современников, оказавшихся неприспособленными к новым условиям крайней безнравственности, Г. Перевощиков написал роман «Шелеп» («Щепка», 2000), герой которого Андрей Соловьев, в своё время признанный писатель, лауреат премии, заслуженный деятель культуры, оказался на нижней социальной ступени общества и вместе с бомжами вынужден обитать на чердаках и в подвалах. А родной сын, ставший бизнесменом, в своем хищническом Стяжательстве подвёл к гибельной черте родную мать и оставил без средств существования отца. По мысли автора, таковы плоды новой послереформенной системы. 

В последних романах Г. Перевощиков ещё глубже обнажил изъяны системы и показал себя внимательным исследователем жизни, человеческих взаимоотношений, чувств и переживаний. Труды его оценены достойно: в 1994 г. Г. Перевощикову присвоено звание «Народный писатель Удмуртской Республики», а в 1998 г. он стал «Заслуженным работником культуры Российской Федерации».

«Многогранный литературный талант и редкая работоспособность позволяют вам долгие годы оставаться одним из самых ярких удмуртских писателей. Вы создали талантливые и глубокие произведения, получившие признание как в нашей республике, так и за её пределами. Вашему перу принадлежит первая в удмуртской литературе тетралогия. Большим успехом у читателей пользуются ваши актуальные публицистические очерки и зарисовки. Выражаю искреннюю благодарность за вашу активную жизненную позицию, за весомый вклад в развитие национальной культуры и искусства».

С 1977-го: «Поклонись земле». В 1977 году Г. Перевощиков был принят в члены Союза писателей России. Издаёт роман Поклонись земле («Йыбыртты музъемлы»), которая стала первой частью одноимённой тетралогии. Г. Перевощиков первым показал в удмуртской литературе, что назрела пора решать такие проблемы, которые не вмещаются в один или два романа, а просятся в серию. В 1980 году вышла вторая её часть Рассвет в «Югдоне» («Югдонын» зардэ»). В 1981 году Генрих Перевощиков становится профессиональным писателем и издаёт третью часть тетралогии – Волне наперекор («Тулкымлы пумит»), а четвёртую – Полдень («Нуназе азьын») – в 1986 году. В своем романе-тетралогии писатель в лице главного героя – молодого председателя Николая Никитина – искренне хотел разобраться в противоречиях колхозной жизни, чтобы их разрешить и улучшить жизнь села в духе лучших идей социализма. Но подтекст тетралогии оказался значительно глубже и сложнее: в нем убедительно раскрывается, что такое командно-административная система и тоталитаризм, по каким причинам в социалистической Удмуртии забота о людях оборачивается против самого человека; какие только стороны жизни не показывает прозаик – везде возникают и дают о себе знать тёмные стороны социализма.

«Гололёд» и «Белая ворона». Мастерство прозаика росло от книги к книге и более рельефно проявилось в дилогии Гололёд («Йовалег», 1989). В ней автор обратился к трактовке душевного состояния и образа мыслей Романа Овчинникова – редактора журнала, писателя, неравнодушного человека, стремящегося вникнуть в суть происходящих событий, оказать содействие нуждающимся в помощи людям. В дилогии одним из загадочных явился образ дороги, соотносимой с роком /Шибанов 2000: 54-58/. Прозаик первым остро заговорил о социальной проблеме удмуртов – суициде, причем не в публицистической, а художественной форме (целый ряд героев дилогии кончают или пытаются покончить жизнь самоубийством). Доброта, милосердие, человечность – вот кредо писателя и лейтмотив всего повествования. Беда, коль эти добродетели оказываются на обочине нашего бытия.

В романе Белая ворона («Тодьы куака», 1989) изображен сложный процесс, характеризуемый как перестройка. Главный герой Николай Ушаков, демобилизованный после ранения в Афганистане, возвращается на родину и стремится восстановить справедливость во всем, где только возможно по долгу службы. В финале романа его убивают. Образ Ушакова без натяжки можно поставить в ряд Дон-Кихотов, известных в мировой литературе.

1992–1997: Жестокосердие. В 1992 году Генрих Перевощиков устраивается редактором отдела прозы журнала «Кенеш». В конце века, когда жизнь начинает входить в новое русло, мировосприятие и творческие устремления Генриха Перевощикова существенно меняются. От больших жанров он переходит к жанрам более коротким, но художественный накал произведений от этого только выигрывает. Повесть Хо-лод-но… («Ыш-ыш-ыш…», 1994) перевела читателей в новую эпоху Ельцина. В жизни произошли большие перемены, страна перешла из несостоявшегося социализма в дикий капитализм, что осмысляется, прежде всего, глазами шестилетней девочки Нюры. Затем выходят повести Бо-оль-но… («Ӧб-об-об…») и Эх-ма-а… («Эх-ма-а...»), которые вместе составили трилогию Жестокосердие («Сюлэмтэм дунне»). В образе Тамары Михайловны, матери Нюры, Г. Перевощиков показывает, что будущее удмуртской нации связано и с освоением города, но урбанизация угрожает уничтожением национальной самобытной культуры, языка удмуртов. Писатель пытается понять психологию «толстосумов» и корни их жестокосердия. В этот же художественный ряд вписывается повесть Щепка («Шелеп», 2000), главный герой которой – признанный писатель Андрей Соловьёв – оказывается в самом низу социальной лестницы и волею судеб становится бомжем. Оставшись без жены, без сына, без квартиры, он вынужден ютиться в подвалах и на чердаках, где по-новому осмысливает вечные темы человечества. Соловьев – своеобразный тип современного Робинзона и романтика. Как и в ранних произведениях, на первый план выходит конфликт «человек с чистым сердцем – безжалостный мир».

2003: В пору цветения земляники. Финское общество М. Кастрена признало эту повесть лучшей в финно-угорской литературе России начала ХХI века и отметило первой премией. Произведение было поставлено в лучший ряд «романов подведения итога», характерных для всей мировой литературы /Зайцева 2009: 340/. Фабула повести предельно проста, что призывает читателя разобраться в сложном внутреннем мире Назарова, начальника цеха завода, принципиального и честного инженера. Однако его принципиальность обернулась горем и бедой для его жены и ряда подчиненных. Тяжелый недуг сваливает Назарова, при котором он по-новому осмысливает прожитую жизнь. На создание этой повести повлияли тяжелые переживания писателя от безвременной смерти дочери, заболевшей неизлечимым недугом.

 

Источники

Вернуться в категорию «Писатели и поэты»