Вход Регистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети

Петров Михаил Петрович

Петров Михаил Петрович

Биографическая справка

Михаил Петрович Петров (8 (21) ноября 1905, д. Монашево — 29 ноября 1955, Ижевск) — советский удмуртский писатель, поэт, переводчик. В своём творчестве касался тематики Красной Армии, «Мултанского дела» (роман Старый Мултан), деревни и её коллективизации. Изучал и обрабатывал устно-поэтическое творчество удмуртского народа. Награждён орденами «Знак Почёта» и Трудового Красного Знамени, а также орденом Красной Звезды и медалями.

Биография

Михаил Петров родился 8 (21) ноября 1905 года в деревне Монашево в семье бедняка удмурта. В детстве Петров постоянно сталкивался с нищетой, горем и произволом царской власти в отношении удмуртов.

С 12 лет остался без родителей. Окончил начальную сельскую школу. В 1923 г. окончил областную совпартшколу и был направлен в военную школу в г. Ульяновск, после окончания которой началась его служба в органах госбезопасности — с 1926 по 1932 гг. служил в войсковых частях г. Тирасполя и Ижевска. С 1933 г. работал в редакциях газеты «Удмурт коммуна» и журнала «Молот», был одним из организаторов Союза писателей Удмуртии. 

В 1937 г. группой критиков был объявлен «врагом народа», националистом и троцкистом. Обвинение было признано несостоятельным.

С приходом советской власти Петров становится активным деятелем преобразования села в соответствии с планами социализма. В 1921 году Петров устраивается на работу в уком партии города Можга, попутно и активно занимаясь самообразованием и чтением книг. Впоследствии Петров заканчивает областную партшколу, а затем учится в школе командного состава, окончив которую служит в частях ГПУ. Член КПСС с 1926 года.

Литературная деятельность

Первые литературные произведения Петрова появляются в 1923 году и посвящаются им Красной Армии — Степан ПетровВ новую жизнь. В дальнейшем Петров касается темы деревни и её коллективизации. Так в начале 30-х годов выходят несколько рассказов на эту тему, сборник «Зуб за зуб» и пьеса «Батрак». В 30-е года также в составе научно-исследовательской экспедиции изучает устно-поэтическое творчество удмуртского народа. В результате этой экспедиции и обработки имеющегося материала Петров выпускает два сборника песен. Один из них — Родник (1934) — выдвинул писателя в число лучших удмуртских поэтов. Впоследствии народные мотивы этих сборников и способы построения стиха Петров использовал в своих поэмах «Италмас» и «Наташа». Помимо этого в 30-40-е года Петров активно занимается поэзией и переводами на удмуртский язык, в том числе знакомя удмуртов с произведениями Лермонтова, Шевченко и Франко. Переводит Слово о полку Игореве, Давида Сасунского, романы Рождённые бурей и Поднятая целина.

В 1939 году выходит поэтический сборник Петрова «Стихотворения и песни». Во время Великой Отечественной войны печатал в армейских газетах свои стихи и очерки. Впоследствии его произведения военных лет были объединены в сборники «Сквозь ураган» и «За жизнь». Со второй половины 40-х годов и до своей смерти Петров активно переводит, в том числе пьесы Максима Горького На дне, Васса Железнова, Враги; Власть тьмы Льва Толстого; стихотворения М. Исаковского; Василий Тёркин А. Твардовского. Но также Петров продолжает заниматься своим собственным творчеством — издаёт повесть «Перед рассветом».

Семья

Имеет дочь Ольгу.

Библиография

Рассказы

  • 1928 — Степан Петров
  • 1928 — В новую жизнь

Сборники

  • Зуб за зуб
  • Родник
  • Сквозь ураган
  • За жизнь

Поэмы

  • Италмас
  • Наташа
  • Песня не умрёт (посвящается Филиппу Кедрову)

Повести

  • Перед рассветом

Романы

  • Старый Мултан

Память

В честь Михаила Петрова в 1973 году была названа улица в Ижевске.

В годы Великой Отечественной войны прошел с оружием в руках от Москвы до Кёнигсберга, завершил войну в должности помощника командира полка по артснабжению. В послевоенные годы был директором Удмуртского госиздательства (1945 — 1947), председателем правления Союза писателей Удмуртии (1950 — 1952), редактором журнала «Молот». Член Союза Писателей СССР с 1934 г., но в 1937 г. исключался, затем был восстановлен.

В литературу М. Петров пришел в конце 20-х гг. На страницах газеты «Гудыри» в 1928 г. были напечатаны его первые рассказы, несколько стихотворений о Красной Армии и ряд частушек, созданные в духе времени. Наибольшее признание получили лирические стихотворения, многие из которых до сих пор живут в народе как песни. Такова судьба стихотворений «Укно улын» («Под окном»), «Арама Кузя» («Вдоль рощи»), «Марым, лэся» («Кажется, влюбился»), «Ой, шулдыр» («Как весело»), «Лыз сяська» («Голубой цветочек»), «Малы меда» («Почему же»), «Уй тылёс» («Ночные огни»), «Мон усьтй укноме» («Я открыла окно»), «Огаз сылэ беризь» («Одиноко стоит липа»), «Милям колхоз нылъёсмы» («Наши колхозные девчата») и др. В суровые годы войны, в короткие перерывы между боями поэт писал стихи, в которых воспел героические дела солдат Oтечества и показал картину бесчинств немецких фашистов. Лучшее стихотворение этого периода - «Друзьям» - опубликовано на десяти языках народов нашей страны. 

В 30-е гг. в поэзии М. Петрова ведущее место занимает гражданская лирика. Поэт выступает как певец родной Удмуртии. В 1934 г. выходит в свет первый его сборник «Ошмес син» («Родник»), в котором рядом с гражданскими мотивами находит место и интимная тематика. В середине 30-х гг. принимает деятельное участие в фольклорных экспедициях и выпускает три сборника народных песен. 

В удмуртской поэзии видное место занимают поэмы М. Петрова. В первой, под названием «Былое» (1935), на основе автобиографического материала он показал путь становления юноши-удмурта. В патетической поэме «Слово родному народу» (1938) описана жизнь удмуртского народа в противопоставлении нового прошлому. В поэме «Песня не умрёт» (1950) отражены события Великой Отечественной войны, она посвящена поэту Ф. Кедрову, погибшему на фронте. Очень тепло были приняты поэмы «Наташа» (1946) и «Италмас» (1946), ставшие настоящими гимнами любви. Последняя послужила основой для первого удмуртского спектакля – балета, осуществлённого Г.М. Корепановым-Камским. Поэзия М. Петрова задушевна и глубоко лирична.

Наряду со стихами М. Петров создал драматические произведения — сценки, скетчи, а в конце 20-х гг. — полноактные пьесы. Его драма «Батрак» шла на сценах Удмуртского клуба и только что созданного Удмуртского драматического театра. Из десяти пьес шесть были поставлены на сцене театра, среди них «Тыл пыр» («Сквозь огонь»), «Италмас», «Зйбет зурка» («Иго содрогается»), «Вормон вамыш» («Победный шаг»), «Старый Мултан». 

Первые очерки и рассказы М. Петрова были опубликованы в конце 20-х гг. (в марте 1928 г.). В 1931 г. вышел первый сборник рассказов «Зуб за зуб», где речь ведётся о классовой борьбе в деревне в эпоху коллективизации. В рассказах и очерках 30-х гг. показано становление колхозной действительности. Острые социальные конфликты и запоминающиеся образы тружеников села характерны для послевоенных очерков и рассказов писателя. Такова повесть «3:ардон азьын» («Перед рассветом»), по поводу которой П. Домокош подметил, что произведение М. Петрова «говорит о существе советской жизни лучше и глубже, чем дюжины томов». Повесть отличается реалистическим воспроизведением жизни удмуртского села, истинной озабоченностью автора судьбой сельского хозяйства и созданием выразительных, ярко индивидуализированных образов героев. В 1934 г. создает драму «Зибет зурка» («Иго содрогается»). В годы войны писатель вновь обратился к коротким жанрам, создал серию очерков и рассказов о фронтовых подвигах, вошедших в сборник «Улон понна» («Во имя жизни», 1948).

Центральное место в творчестве М. Петрова занимает известный роман «Вуж Мултан» («Старый Мултан», 1954) о трагическом периоде жизни удмуртов, являющийся одним из лучших произведений удмуртской литературы о «мултанском деле», названном Горьким «идиотским мракобесием самодержавной власти». В основу романа легли события конца ХIХ в., когда несколько крестьян-удмуртов д. Старый Мултан обвинялись в ритуальном человеческом жертвоприношении («мултанское дело»). Затеянное царской полицией дело, всколыхнуло всю Россию, за удмуртов заступились многие прогрессивные деятели страны во главе с писателем В.Г. Короленко и адвокатом Н.П. Карабчевским. События тех лет послужили основой романа М. Петрова. В 1934 г. он приступил к выполнению замысла и в 1937 г. завершил повесть «Жильыен дуремъёс» («Закопанные в цепи»), но она не увидела свет. Второй вариант был завершён в 1947 г. и набран, но набор был рассыпан, а третий вариант книги был готов в 1952 г., опубликован в 1954 г. на русском языке роман издан в 1956 г. после смерти писателя. В общей сложности писатель работал над романом около 20 лет. На русском языке он был выпущен издательством «Советский писатель» в 1956 г.

В произведении с большой художественной силой раскрыты бесправная жизнь удмуртов, терпящих тройную кабалу, пробуждение их сознания и бескорыстная помощь лучших представителей российского общества. В романе действуют жители русских и удмуртских деревень - состоятельные и беднота. Произведение знакомит читателя с народными обычаями. Роман отличается широтой охвата жизни: читатель из роскошных кабинетов попадает в деревенскую избу, посещает судебные палаты и молельные шалаши, дepeвeнские сходки и тюремные камеры. Наряду с запоминающимися образами мултанских удмуртов нарисованы герои самого различного сословного плана. С одной стороны, министры и чиновники, полицейские, попы, кулаки, клевещущие на мултанских удмуртов, и с другой - честные люди, защищающие их от злого навета. С большой теплотой создан образ В.Г. Короленко. Великий гуманист предстает как стойкий, мужественный, в то же время мягкий, добродушный, чистый сердцем человек. Высокую оценку романа дали зарубежные учёные: профессора И. Эрдёди и П. Домокош из Венгрии, Д. Дечи из Германии, Ж.-Л. Моро из Франции. 

М. Петров известен и в драматургии: им написано десять пьес: «Батрак», «Тыл пырти» («Сквозь огонь»), «Старый Мултан», «Италмас» и др.

М.П. Петров известен как лучший переводчик с русского и татарского на удмуртский язык. Им на родном языке представлены фрагменты эпосов «Слово о полку Игореве», «Давид Сасунский», повесть «Детство», рассказы и три пьесы А.М. Горького, пьесы Л.Н. Толстого и А.Н. Островского, романы М.А. Шолохова «Поднятая целина», Н. Островского «Рождённые бурей». Стихотворения А.С. Пушкина. М.Ю. Лермонтова, Т.Г. Шевченко, И. Франко, Я. Райниса, Г. Гейне, А. Мицкевича, М. Джалиля, В. Маяковского, поэма «Василий Теркин» А. Твардовского, стихи известных русских и советских поэтов. 

Во всех родах искусства слова М. Петров оставил глубокий след, без его произведений трудно представить удмуртскую литературу. В последние годы жизни Петров неоспоримо являлся лидером удмуртской литературы.

М. П. Петров был награжден орденами Красной Звезды(1944), «Знак Почета»(1950), Трудового Красного Знамени(1955) и медалями, несколькими Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Удмуртской АССР.

Писатель скоропостижно скончался 29 октября 1955 г. в Ижевске.

Ценность культурного наследия

Поэмы Петрова занимают важное место в национальной поэзии. Первая автобиографическая поэма «Былое», написанная в 1935 году, посвящена жизненному пути удмуртского юноши. Поэма «Слово родному народу», вышедшая в 1938 году, описывает жизнь народа в сопоставлении с прошлым. А следующая поэма «Песня не умрет» отражает военные события и посвящается погибшему на фронте поэту Ф.Кедрову. Читатели очень тепло приняли, написанные в 1946 году, лирические поэмы «Наташа» и «Италмас», которые впоследствии стали настоящими любовными гимнами. На основе последней поэмы был поставлен первый удмуртский спектакль-балет в постановке Г.М.Корепанова-Камского. Для его поэзии характерна задушевность и глубокая лиричность.

Кроме стихов, Петров занимается драматическими произведениями – сценками, скетчами и полноактными пьесами. Его драму «Батрак» ставили на сценах клубов и новоявленного драматического театра Удмуртии. Шесть из десяти пьес имели постановку на сцене театра, среди которых «Тыл пыр» («Сквозь огонь»), «Италмас», «Вормон вамыш» («Победный шаг»), «Старый Мултан» и т.д. Роман «Старый Мултан», написанный в 1954 году, в творчестве Петрова занимает особое место. Он посвящен трагическому периоду удмуртского народа и является лучшим произведением национальной литературы, посвященным «мултанскому делу».

Петрова знают как лучшего переводчика с татарского и русского языков на удмуртский. У него есть переводы фрагментов эпоса «Слово о полку Игореве» и «Давида Сасунского», рассказов, трех пьес и повести «Детство» А.М.Горького, пьес Л.Толстого и А.Островского, романа «Поднятая целина» М.Шолохова. Он также переводил стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.Франко, Г.Гейне, Я.Райниса, М.Джалиля и других известных русских и советских поэтов.
Фамилия Михаила Петровича Петрова известна во всех родах искусства слова. Его произведения составляют значительную часть национальной литературы. В последние годы своей жизни он был неоспоримым ее лидером.

За его заслуги перед Отечеством Петрова наградили орденом Красной Звезды (1944), орденом «Знак Почета» (1950), «Трудового Красного Знамени» (1955), многочисленными медалями и Почетными грамотами Президиума Верховного Совета УАССР.

После войны Михаил Петров работал директором издательства «Удгиз» до 1947 года, редактором журнала «Молот», был председателем правления Союза писателей СССР (1950-1052).

М. Петров ещё в юные годы составлял частушки для агитбригад, близкие по стилю к народному творчеству. Отвечая духу времени, он создал ряд гражданских стихов, первые публикации появились в 1928 году в газете «Гудыри»

Вершина литературного творчества Михаила Петрова и лучший исторический роман в удмуртской литературе — «Старый Мултан». Писатель работал над ним 20 лет. Книга переведена на 4 языка, а спектакли по этому роману на сцене Национального театра Удмуртии поставлены шесть раз. 

Среди самых известных произведений писателя: поэма «Италмас», на основе которой был создан первый удмуртский балет, поэма «Кырзан улоз», повесть «Зардон азьын» и роман «Вуж Мултан», в основу которого легли события Мултанского дела. 
В книге «Река судьбы» о нём вспоминают так: «Спросите любого из поэтов, прозаиков или журналистов, кто прикоснулся к литературному труду в 50-е годы, кого бы из удмуртских писателей он назвал своим учителем и наставником, — обязательно бы вспомнили Михаила Петровича Петрова. За отеческую заботу о молодых авторах Михаила Петрова по праву называли «удмуртским Горьким». 

Связанные достопримечательности

В честь Михаила Петрова в 1973 году была названа улица в Ижевске.

Источники

Вернуться в категорию «Писатели и поэты»