Вход Регистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети

Васильев Флор Иванович

Васильев Флор Иванович

Биографическая справка

Флор Ива́нович Васи́льев (19 февраля 1934, Бердыши, Удмуртская АССР — 5 июня 1978, Ижевск) — советский удмурткий поэт-лирик. Лауреат государственной премии Удмуртской АССР (1978, посмертно), премии имени Комсомола Удмуртии (1967). Член Союза писателей СССР с 1964 года.

Биография

Флор Иванович родился 19 февраля 1934 года в деревне Бердыши Ярскогорайона Удмуртской АССР. Окончил начальную школу деревни Бердыши в 1945 году и 7 классов средней школы села Укан. В 1948 году был принят в Глазовское педучилище, после окончания которого работал учителем физкультуры, черчения и рисования в семилетней школе деревни Яр с августа по сентябрь 1952 года. 1 октября был переведён на работу в редакцию глазовской газеты «Ленинский путь» как секретарь. 29 августа 1953 года он поступил в Глазовский педагогический институт, на факультет языка и литературы который окончил в 1958 году с отличием.

6 мая 1953 года Васильев был выбран секретарём Глазовского горкома ВЛКСМ, где работал до 2 декабря 1959 года. Потом был переведён в редакцию газеты «Ленинсикий путь» как заместитель директора. 9 мая переведён в редакцию газеты «Комсомолец Удмуртии». С 16 мая по 1 сентября 1962 года занимал должность заместителя редактора, по 1 июня — редактора газеты. Потом переведён на должность заместителя редактора газеты «Советская Удмуртия», где работал до 1 декабря 1968 года.

После многих просьб был переведён в Союз писателей Удмуртской АССР, где работал до 8 августа 1972 года на должности литературного консультанта, позже стал главой Союза. С 9 августа был назначен редактором журнала «Молот».

Погиб в июне 1978 года в автомобильной катастрофе, которая произошла в Удмуртии на 7 километре Якшур-Бодьинского тракта.

Политическая деятельность

Флор Васильев был активным комсомольским работником. В 1948 вступил в ВЛКСМ, где был избран сначала группкомсоргом, затем членом комитета ВЛКСМ Глазовского педучилища. С 1955 по 1958 — студент Глазовского пединститута, избирается секретарем комитета ВЛКСМ. Сразу после окончания института избран вторым секретарем Глазовского горкома комсомола. В течение жизни Флор Васильев был на должностях депутата Глазовского горсовета, члена Глазовского горкома КПСС, а с 1955 — член пленума обкома ВЛКСМ.

Творческая деятельность

Флор Васильев — автор стихов на удмуртском (7 сборников) и русском (5 сборников) языках. Его стихи печатались в журналах «Октябрь», «Юность», «Сельская молодёжь», «Урал», «Наш современник», «Дружба народов», «Знамя», «Молодая гвардия», «Огонек», «Смена», «Нева», в газетах «Правда», «Удмуртская правда», «Комсомолец Удмуртии», «Советская Россия», «Литературная газета», транслировались по Всесоюзному и местному радио.

Многие стихи переведены на разные языки — болгарский, венгерский, украинский,  латышский, татарский, чувашский, якутский, коми и другие. 

На русский язык стихотворения Флора Васильева переводили известные советские поэты С. Шипачев, В, Солоухин, О. Поскребышев, А. Алдан-Семенов, А. Жигулин, В. Савельев, Е. Храмов.

На украинский язык стихи Васильева переводил поэт-диссидент из Сум Николай Данько. Была сохранена переписка между поэтами, которая находится на учёте Сумского областного государственного архива.

Награды

Васильев был награждён орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд. В знак 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», почетными грамотами Президиума Верховного Совета УАССР, знаком ЦК ВЛКСМ «За активную работу в комсомоле». В 1967 году Васильеву была вручена премия имени Комсомола Удмуртии за книгу «Тон Ярис». В 1978 году поэту посмертно была присуждена Государственная премия Удмуртской АССР за сборники стихов «Времена года» и «Куар Усен толезе»

Флор был сыном сельского учителя и родился в деревушке Бердыши (Ярский район), которую назвал затем своей «столицей». Окончив семь классов в селе Укан, в 1948 году поступил в Глазовское педучилище. Учёба в Глазове – новый этап в жизни Флора Васильева. Здесь он знакомится с новыми людьми, включается в общественную жизнь района, впервые пробует писать стихи. Здесь же он встретил свою первую жену Фаину Саламатову (умерла в 1964, родила сына), реально и символично соединяются две судьбы – Флор и Фаина (Флора и Фауна).

1960: Первый сборник. Более серьёзная литературная учёба началась в Глазовском пединституте (1953–1958). Глазов тогда становится одним из центров атомной прмышленности СССР. В институте Флор Васильев был старостой литературного кружка, руководимого поэтом и фольклористом Д.А.Яшиным. В 1959 году молодой Ф. Васильев становится заместителем редактора районной газеты «Ленинский путь». В 1960 году вышел его первый сборник стихов Сияют звёзды («Ворекъяло кизилиос»), основой которого является тема родины. В 1963 году молодой поэт вместе с семьёй переезжает в Ижевск, работает в редакции газеты «Комсомолец Удмуртии». В этом же году выходит второй сборник – К солнцу («Шунды доры»), здесь автор вниманию читателей представляет стихи, близкие к духу «эстрадной» лирики, привлекает его и космическая тема.

После 1964: Тихая лирика. Зимой 1964 года удмуртского поэта принимают в Союз писателей России. В этом же году из-за онкологической болезни умирает его жена. Эта трагедия стала переломной в жизни и творчестве поэта. С этого периода чувствам Флора Васильева стало присуще сдерживающее, разумное начало. Эмоция, многократно усиленная осознанием прошлого опыта народа, связанная с неиссякаемым благотворным источником – Природой, стала новаторским стержнем его эстетики [З. Пономарева 2009: 56; З. Богомолова 1981: 180] и стала созвучной общероссийскому направлению, известному как «тихая лирика». Призыв обратиться за помощью к силам Природы, подсознательный страх перед непонятным – центральные философские темы лирики Флора Васильева последующих лет. «Я не люблю подстриженных деревьев», – пишет поэт, но за образом «подстриженных деревьев» одновременно поднимаются и социальные проблемы.

В 1966 году выходит сборник стихов О тебе («Тон сярысь»). В 1968 году он женится на двоюродной сестре Фаины – Эмилии (два сына). Сборник Снова о тебе («Нош ик тон сярысь»), вышедший в 1969 году, закрепил имя Флора Васильева как ведущего национального поэта Удмуртии. В отличие от других удмуртских поэтов, Ф. Васильеву крупно повезло с переводчиками (С. Щипачев, А. Жигулин, Э. Балашов и др.), так что имя поэта стало известно российскому читателю уже при его жизни. Эмоциональным тоном лирики Флора Васильева становится мысль «Всё будет хорошо» /Черашняя 2003: 5/, в которой сошлись трезвость знания и надежда, пушкинская «светлая грусть», понимание трагических диссонансов жизни и возможность их преодоления. Самыми популярными стали следующие строки поэта:

Хватает Волге широты и сини, 

Но с Камою она ещё синей. 

И для меня бы не было России 

Без маленькой Удмуртии моей.

Начало 1970-х: Усиление этнического начала. Выход в 1971 году книги Пора любви («Гажан дыр») ознаменовал следующий, более зрелый этап в творчестве Флора Васильева. Этот период характеризуется сознательным возвратом к традиционным формам, но в то же время усиливается мифопоэтический контекст: «Я – язычник. И природа – это бог мой, инмаре». Но это не означает, что поэт был в оппозиции с официальной идеологией: он вел большую общественную работу, в 1975 году его избрали депутатом Верховного Совета Удмуртской АССР. Незадолго до этого на поэта был состряпан донос, где его обвиняли в «гердовщине», т.е. национализме и якобы сознательном игнорировании важных гражданско-социальных проблем. В 1976 году выходит сборник В месяц листопада («Куар усён толэзе»), в котором этническая тематика стала одной из самых привлекательных. Предметом поэтического осмысления становятся, например, такие факты из жизни древних удмуртов: для национального музыкального инструмента «крезь» годилось лишь дерево, пораженное молнией, северные удмурты хоронили старых женщин в их свадебном платье, охотники могли использовать песню как оружие для заманивания белок и др. Важное место в поэзии Ф. Васильева занимает образ родника, ставший знаком «малой родины» и человеческой судьбы. Особенность его стиха начала определяться через понятие «флорвасильевский» /Шкляев 1979: 207; Зеленина 2001: 45/.

В последних сборниках всё чаще стало звучать предчувствие приближения роковой черты. По воспоминаниям современников, Флор Иванович часто говорил, что долго не проживёт. Сборник Давай поговорим («Ойдо вераськом») стал последним сборником на удмуртском языке, подготовленным самим автором. Он пытается глубже понять то, что находится рядом с ним: людей, их традиции и культуру, каким образом опыт прошлого может обогатить душу советского человека.

В 1978 году сорокачетырёхлетний Флор Васильев погиб в автокатастрофе. Эта «случайная» смерть была объяснена сыном поэта С.Ф. Васильевым как вполне закономерная, истекающая из механизмов командно-административной системы советского государства /Васильев 1992: 312–319/.

Ценность культурного наследия

В 1960 г. вышел в свет первый поэтический сборник на удмуртском языке "Ворекъяло кизилиос" ("Сияют звёзды"), в 1967 г. - первый сборник стихотворений в переводах на русский язык ("Лирика"), в 1971 г. его стихотворения отдельной книгой "Черёмуха" впервые были изданы в Москве. При жизни поэта вышло семь поэтических сборников на удмуртском и пять на русском языке. В 1967 г. за книги "Тон сярысь" ("О тебе") и "Лирика" Ф. Васильеву присуждена премия Комсомола Удмуртии, в 1978 г. за сборники "Времена жизни" и "Куар усён толэзе" ("В месяц листопада") - Государственная премия Удмуртской АССР посмертно. Яркое литературное творчество и многогранная общественная деятельность Ф. Василева отмечены орденом "Знак Почёта".

Произведения Ф. Васильева в переводах на русский и другие языки публиковались во многих республиках СССР. Его стихотворения переведены на венгерский язык и опубликованы в Венгрии, в частности, в сборнике произведений писателей финно-угорских народов "Medveenek" ("Медвежья песня", 1975).

Ф. Васильев сумел с непостижимым своеобразием передать эстетическое, нравственное самосознание своего народа и драматизм своего времени, соединив в лирических переживаниях любовь к матери, родной деревне, отчему краю и его культуре с болью и радостями всего мира. Его лирический герой, чутко улавливающий вечную борьбу добра и зла, всегда решительно выступает на стороне добра. Используя традиционные, глубоко органичные для удмуртской народной поэзии приёмы очеловечивания природы, поэт раскрывает взаимоотношения человека с окружающим миром с новых философско-нравственных позидий. Многообразными проявлениями человеческих переживаний богата его любовная лирика.

В поисках формы, адекватной содержанию, Ф. Васильев внёс немалый вклад в развитие стихотворной ритмики и рифмы. Начав с активного отрицания декларативно-риторических стихов, преобладавших в удмуртской поэзии до "хрущёвской оттепели", пройдя через увлечение аналитической поэзией с характерным для неё верлибром, поэт пришёл к сознательному следованию традициям народного творчества, нашёл оригинальный синтез фольклорного и современного стиха, отличающийся вдумчивостью и в то же время естестенностью интонации.

Многие ранние стихотворения Ф. Васильева положены на музыку.

Поэтическое творчество Флора Васильева такое же светлое, каким был и он сам. Оно находится в поле зрения современных исследователей национальной поэзии. Критики и раньше живо откликались на выход каждого его поэтического сборника – оригинального или переводного. Литературоведы единодушны в оценке его дарования: тончайший лирик, пронзительно- прозорливый философ, мудрый хранитель – в Слове, через Слово – самобытности, самоценности своего народа.

Его стихи не разовые, рыночные, его творчество – это вечная, высокая поэзия о родине и земле, о природе и тишине, о матери и добре, о любви и человеческой порядочности.

Только такая поэзия способна повышать духовную культуру, национальное достоинство и самосознание народа. Удмуртский народ по достоинству оценил творчество своего поэта. 

Бывшая коллега по газете «Комсомолец Удмуртии» В. Быстрова вспоминает: "Флора Васильева я узнала еще до его работы в газете. Правда, заочно.

В конце 50-х годов в редакционной почте среди поступивших из Глазовского района писем зачастую оказывались стихи за подписью Ф. Васильева. Стихи отличались лиричностью, были пронизаны любовью к природе, родному краю, человечностью. И обычно они печатались в газете. А в мае 1962 г. в редакцию в качестве заместителя редактора, пришел подвижный, русоволосый мужчина. Это и был Флор Васильев. В сентябре он был назначен уже редактором и работал в этой должности дольше всех своих многочисленных предшественников и преемников. Он буквально с первых месяцев расположил к себе коллектив. Приходя на работу, он неизменно приветствовал сотрудников словами "Доброе утро" и, не заходя в кабинет, успевал расспросить об интересующем его вопросе и сам нередко делился новостями.

Его отличало необыкновенно доброжелательное, внимательное, ровное отношение ко всем сотрудникам. Приятно было слышать, как он просто, по-дружески, обращался к сотрудникам – "Дорогой мой", а его ребята уважительно называли "шефом".

А какой это был талантливый организатор! Помню, 45-летний юбилей нашей газеты пришелся на годы его работы. Сколько энергии, души, как и в любое другое дело, вложил он в это мероприятие! Он бывал порой тороплив, но все делал без лишней суеты, как надо. Флор Иванович умел заражать своим оптимизмом, энергией окружающих. Работать с ним было интересно.

Наверное, поэтому в коллективе царила удивительная атмосфера взаимопонимания, дружелюбия. Его глубоко уважали и наши, в то время многочисленные, внештатные авторы.

Флор Васильев - это гений удмуртской земли, его роль и место в жизни удмуртского народа поистине неизмеримы. Его стихи - это вечная, высокая поэзия о Родине и земле, природе и тишине, о матери и добре, о любви и порядочности. Его поэзия способна наращивать духовную культуру, национальное достоинство и самосознание народа.

Флор Васильев в своих стихах показывает нам себя. Обычные для людей ситуации в его произведениях так оживают, что душа празднует от красоты и точности поэта слова, от мудрости поэта.

Лирика Флора Васильева неразрывно связана с его родной деревней Бердыши, где на склонах больших и глубоких логов растет густой лес, медленно течет речка Моя. Тончайшие пейзажные зарисовки поэта озарены глубокой и нежной любовью к родному краю, чувством родной земли, отчего дома. Поэт олицетворяет природу, находя, очень живые, теплые и ласковые слова.

Большой искренней любовью, чувством кровного, сыновнего родства проникнуты строки о зеленой «маленькой Удмуртии» и родном народе. В своих стихах поэт воспевает родной народ — скромный, добрый, трудолюбивый.

Флор Васильев — это гений удмуртской земли, его роль и место в жизни удмуртского народа поистине неизмеримы. Его стихи — это вечная, высокая поэзия о Родине и земле, природе и тишине, о матери и добре, о любви и порядочности. Его поэзия способна наращивать духовную культуру, национальное достоинство и самосознание народа.

Связанные достопримечательности

На Центральной площади города Ижевска 10 июня 2005 года заложена звезда в честь поэта Флора Васильева.

Источники

Связанные достопримечательности

Вернуться в категорию «Писатели и поэты»