Вход Регистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети

Шутова Надежда Ивановна

Шутова Надежда Ивановна

Биографическая справка

Ведущий научный сотрудник.

Краткие биографические данные: В 1977 окончила исторический факультет Удмуртского государственного университета. В 1977–1979 работала в лаборатории археологических исследований УдГУ. С 1979 по настоящее время работает в УИИЯЛ УрО РАН. Кандидат исторических наук (Ин-т археологии АН СССР, 1991 науч. рук. В.В. Седов). Доктор исторический наук (Ин-т археологии РАН, М., 2001).

Основные направления научных исследований: проблемы истории и культуры народов Приуралья Средневековья, Нового и Новейшего времени: верования, культовые памятники, костюм, культурный ландшафт. Автор более 130 научных публикаций, в том числе двух авторских и шести коллективных монографий по истории и культуре населения Камско-Вятского региона, одного каталога археологических коллекций, трех научно-популярных книг.

Монографии:

Шутова Н.И. Удмурты 16 – первой половины 19 вв.: по данным могильников. Ижевск, 1992. 264 с.

Шутова Н.И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: опыт комплексного исследования. Ижевск, 2001. 304 с.
– Культовые памятники Камско-Вятского региона: Материалы и исследования. Монография / Отв. ред. Н.И. Шутова. Ижевск, 2004. 228 с.
– Удмуртская мифология / Под ред. В.Е. Владыкина, Т.Г. Владыкиной. Ижевск, 2004.
– Иванов А.Г., Иванова М.Г., Останина Т.И., Шутова Н.И. Археологическая карта северных районов Удмуртии. Ижевск, 2004. 276 с.

Шутова Н.И., Капитонов В.И., Кириллова Л.Е., Останина Т.И. Историко-культурный ландшафт Камско-Вятского региона / Науч. ред. Н.И. Шутова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН. 2009. 244 с.

Опыт работы в вузе: чтение лекций и спецкурсов «Основы археологии», «Древняя история и культура финно-угорских народов», «Финно-угорские древности», «Одежда народов Поволжья и Приуралья», «Народная религия удмуртов», «История удмуртского искусства» в Удмуртском государственном университете, Глазовском государственном педагогическом институте, Международном Восточно-Европейском университете, Университете г. Хельсинки (Финляндия), Евразийском университете (г. Астана, Казахстан).

Основные научные труды:

– Шутова Н.И. Женская одежда удмуртов XVI–XIX вв.: по данным археологии //Традиционная материальная культура и искусство народов Урала и Поволжья. Ижевск, 1995. С. 18-43;

– Shutova N.I. Udmurt burial grounds of the 16th–17th centuries as a historical sources // Historia Fenno-Ugrica. Congressus primus Historiae-Fenno-Ugricae. Oulu: Societas Historiae Fenno-Ugricae, 1996. Pars 2;

– Shutova Nadezhda. The Status and Role of the Woman in Ancient Udmurt Society // The Family as Tradition Corrier. Conference Proceedigs. Tallinn, 1997;

– Shutova Nadezhda. Srmus udmurtide kommetes ja mbtoloogias (arheologia, rahvaluule ja etnograafia andemete p?hjal) // S?tor II: Artikleid usundija kombeloost. Tartu, 2000. S. 113–120;

– Шутова Н.И. Основные дохристианские божества удмуртов: их функции, место в пантеоне // Congressus Nonus Internationalis Fenno-Ugristarum. Tartu, 2001. Pars VII: Dissertations sectionum: Folkloristica, Ethnologia. C. 235–244;

– Шутова Н.И. Средневековые святилища Камско-Вятского региона: Опыт идентификации //Восточная Европа в Средневековье: К 80-летию Валентина Васильевича Седова. М.: Наука, 2004;

– Шутова Н.И. Почитание священных мест в Камско-Вятском регионе // Культ «святых мест» в древних и современных религиях. Sacrum et Profanum. Вып. I: Культ святых мест в древних и традиционных религиях. Сб. науч. трудов. Севастополь, 2005;

– Шутова Н.И. Духовная культура народов Камско-Вятского региона: итоги исследования за 2003–2005 гг. // Этнокультурное взаимодействие в Евразии: в 2 кн. / Отв. ред. А.П. Деревянко, В.И. Молодин, В.А. Тишков. М.: Наука, 2006. Кн. 1. С. 346–355.

– Shutova Nadezhda. Trees in the Udmurt folk religion // Antiquity (Great Britain). 2006. Vol. 80. № 308. P. 318–327. – Шутова Н.И. Женские головные уборы удмуртов XVII – начала XX в. (археолого-этнографические параллели // КСИА. Вып. 222. М.: Наука, 2008. С.193–209.

– Шутова Н.И. Дерево как знак и символ в удмуртском традиционном мировоззрении // Поморские чтения по семиотике культуры: вып. 4: геокультурное пространство Европейского Севера; генезис, структура, семантика. Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Архангельск: Поморский университет, 2009. С. 217–230.

– Шутова Н.И. Деревенские жрецы в народной религии удмуртов (конец XIX – первая половина XX в.) // Уральский исторический вестник. 2010. № 1 (26). С. 130–137.

– Шутова Н.И. Многоугольное пространство (сэрего, сэрего)» в удмуртском языке и культуре // Урало-Алтайские исследования. 2010. № 1 (2). С. 34–39.

– Шутова Н.И. Сакральный ландшафт в православных округах Камско-Вятского региона» // Православие в судьбе Урала и России: история и современность. Екатеринбург: ИИА УрО РАН; Изд-во Ектеринб. Епархии, 2010. С. 47–50.

– Shutova Nadezhda. Woman and Man in Udmurt and Besermian Religious Practice in the Late Nineteenth and Early Twentieth Centuries // Cosmos: The Journal of the Traditional Cosmology Society. 2009. Vol. 25. P. 5–12.

– Шутова Н. Тюрко-монгольские элементы в народной религии удмуртов // Тγрк әлемi: тарих және казiргi заман / Тюркский мир: история и современность: [Сборник статей междунар. тюрколог. симп. Астана: ЕҰУ баспасы, 2011. Б. 459–462.

– Шутова Н.И. Озеро в традиционных представлениях народов Камско-Вятского региона // Вестник Удмуртского университета. 2011. № 3. С. 86–92.

– Shutova Nadezhda. Sacral landscape in the Kama-Viatka region (in the 19th and early 20th century) = Сакральный ландшафт в Камско-Вятском регионе в XIX – начале XX в. // XI Сongressus Internationalis Fenno-Ugristarum (Piliscsaba, 9–14. VIII. 2010). Piliscsaba, 2011. Pars VII. Dissertationes sectionum et symposiorum ad ethnologiam, folkloristicam et mythologiam. О. 264–270.

Шутова Н.I. Вшанування традиційних удмуртських святилищ у XX столітті // Хортицький семінар: Сакральна географія і феномен паломництва: вітчизняний і світовий контекст. 36. наук. пр. / Науковий редактор і упорядник Ю.Ю. Завгородній. Запоріжжя: Дике Поле, 2012. С.120–138.

– Шутова Н.И. Проблема взаимодействия традиционных удмуртских верований и мировых религий // Религиоведение. 2012. № 3. С. 65–74.

– Шутова Н.И. Культурный ландшафт Камско-Вятского региона: основные итоги, принципы и методы изучения // Ежегодник финно-угорских исследований. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. Вып.1. С. 88–101.

– Nadežda Šutova. The Main Pre-Christian Gods of the Udmurts and Sacred Places Surrounding the Udmurt Village Nižniye Juraši // Mythic Discourses. Studies in Uralic Traditions / edited by Frog, Anna-Leena Siikala, Eila Stepanova. Helsinki, 2012. P. 413–433.

Шутова Н.И. К истории почитания св. Николая Чудотворца в Камско-Вятском регионе // Вестник Удмуртского университета. 2013. № 1. С. 58–64.

Шутова Н. И. Культ булды южных удмуртов: вопросы происхождения и семантики // Евразийское межкультурное пространство в исторической ретроспективе: Сб. статей / Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН. – Ижевск, 2013. – С. 355–375.

Участие в проектах:

Этнокультурное наследие Камско-Вятского региона: источники, материалы, исследования (2012-2014 гг., рук. Загребин А.Е.., Программа фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре»).

Адаптационные ресурсы и практики народов Камско-Вятского региона в условиях российских трансформаций (2006–2008 гг., рук. Гришкина М.В., Никитина Г.А., Шутова Н.И., Программа фундаментальных исследований Президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям»).

Духовная культура народов Камско-Вятского региона: Формирование традиций, межэтнические связи (2003-2005 гг., рук. Шутова Н.И., Программа фундаментальных исследований Президиума РАН «Этнокультурное взаимодействие в Евразии»).

Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: Опыт комплексного исследования (2000 г., рук. Шутова Н.И., РГНФ).

Шутова Надежда Ивановна — археолог, этнолог, доктор исторических наук (2000), Заслуженный деятель науки УР (2001). Родилась 24 января 1955г. в д. Лонки-Ворцы Игринского р-на УАССР в семье служащих. Окончила исторический факультет УдГУ (1977). В 1977-1979 работала в лаборатории археологич. исследований УдГУ. 

С 1979 работает в Удмуртском институте истории, языка и литературы УрО РАН: старший лаборант, научный сотрудник, старший (с 1993), ведущий (с 2002) научный сотрудник отдела археологии.

Прошла научную стажировку в Институте археологии АН СССР (1989-1990), в Университете г. Хельсинки (грант CIMO, Финляндия, 1997-1998, 2002).

В 2000 защитила докторскую диссертацию «Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: опыт комплексного исследования» (Институт археологии РАН, М.). 

Сотрудничает с Институтом археологии РАН, с кафедрами археологии, религиоз. верований и фольклористики Уневерситета Хельсинки, Музейным ведомством Финляндии, кафедрой археологии и фольклористики Тарту (Эстония) и др.

Участница всесоюзных, всероссийских, региональных научных конференций и совещаний археологов, историков, этнологов, антропологов и религиоведов, а также международных конгрессов и симпозиумов в Венгрии (Дебрецен, 1990), Финляндии (Оулу, 1993; Ювяскюля, 1995; Хельсинки, 1998, Турку, 2003), Эстонии (Таллин, 1994; Тарту, 2000, 2002), Великобритании (Эксетер, 2003). Преподаёт в УдГУ, ГГПИ, МВЕУ, читала курс лекций в Уневерситете г. Хельсинки (1997, 1998). 
Награждена Почётной грамотой профсоюза работников РАН (2004).

Шутова Н.И. ведет преподавательскую работу. Читает лекции, спецкурсы по древней истории и культуре народов Восточной Европы. С 1993 г. работает по совместительству на кафедре отечественной истории Глазовского государственного педагогического института (ГГПИ), ежегодно читает курс лекций «Основы археологии». В Удмуртском государственном университете (УдГУ) на историческом факультете ведет спецкурсы «Одежда народов Поволжья и Приуралья», «История и культура финно-угорских народов». Работает председателем Государственной Аттестационной комиссии (ГЭК, ГАК) на историческом факультете ГГПИ в 1996, 1997, 1999, 2000, 2001 гг. Читает лекции для студентов и преподавателей Университета г. Хельсинки (1997, 1998 гг.). Занимается популяризацией научных знаний по древней истории и культуре народов Восточной Европы. Стаж педагогической работы в вузах, образовательных учреждениях повышения квалификации составляет 10 лег.

Ценность культурного наследия

Научные интересы связаны с древней и средневековой историей и культурой народов Приуралья: этноархеологическим изучение культовых мест; история женского костюма; духовная культура и верования финно-угорских народов края. 

Автор более 100 научных и научно-популярных публикаций, в т.ч. монографий «Удмурты XVI – первой половины XIX вв.: по данным могильников» (Ижевск, 1992); «Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: опыт комплексного исследования» (Ижевск, 2001).

Один из авторов коллектив. монографий: «Удмуртская мифология» (Ижевск, 2004); «Археологическая карта северных районов Удмуртии» (Ижевск, 2004); «Культовые памятники Камско-Вятского региона: Материалы и исследования» (Ижевск, 2004).

В 1995 — 1999 гг. Н.И. Шутова разрабатывала проблему функционирования святилищ, могильников, вещей с привлечением данных археологии, этнографии, фольклора, исторических источников. Итоговым завершением этой проблемы явилось написание монографии «Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции. Опыт комплексного исследования» (Ижевск, 2001, объем 25, п.л.). Работа посвящена выявлению места и роли святилищ, кладбищ, вещей в жизни удмуртского общества в динамике, на протяжении от средневековья до конца XIX-XX в. Приведены характеристики функций, типов, атрибутики сакральных мест, прослежена эволюция погребально-поминальной обрядности, реконструированы некоторые глубинные пласты религиозных представлений древнеудмуртского населения, связанных с культовыми памятниками. Параллельно работает по истории женского костюма местного населения разных археологических периодов, выполнены несколько десятков реконструкций женских комплектов по периоду средневековья и по XVI-XVIII вв. Написаны статьи по этой теме. В качестве одного из авторов Н. И. Шутова участвует в разработке международного проекта «Уральская мифология».

Работа над темами проводилась при поддержке грантов Российского гуманитарного научного фонда (исследовательский проект № 98-01-00034, 1997-1998 гг., издательский проект № 01-01-16059, 2001 г.) и Center For International Mobility (CIMO, Финляндия, проекты 1997, 1998 гг.). В рамках исследовательских проектов регулярно выезжает в экспедиции по районам Удмуртии, Татарстана, Кировской области для сбора материалов, занимается в архивах и библиотеках гг. Москвы, Ижевска, Кирова, Тарту, Хельсинки и др. Ежегодно выступает с докладами о результатах исследований на научных форумах разного уровня – международных, всесоюзных, российский, региональных конференциях, симпозиумах.

Надежда Ивановна автор более 70 публикации, из них 2 монографии и 10 учебно-методических работ, используемых в педагогической практике. Постоянно работает над повышением научной квалификации - освоением новых методик работы с этнографическими и археологическими материалами, изучением языков.

Научная деятельность. Начало профессиональной деятельности связано с работой в качестве старшего инженера Научно-исследовательского сектора Т. И. Останина УдГУ (1977–1979). Первая научная тема была посвящена изучению истории заселения Арской земли — место обитания средневековых предков завятской группы удмуртов на правобережье нижнего течения р. Камы (1981–1984).

В течение нескольких археологических сезонов она выявила около 10 новых поселений и городищ средневекового времени в зоне расселения летописных аров, изучила письменные и топонимические источники по рассматриваемой теме.

Интересные материалы были получены в результате археологических исследований Арского городища, которое, по летописным данным, служило столицей Арского княжества. По выявленным изделиям установлено, что Арское городище на значительном отрезке своей истории было не столько военной крепостью, сколько укрепленным острогом небольшого города, жители которого занимались торговлей, ремеслами, охотой. Обитали на городище люди довольно высокого социального ранга в течение XII–XIX веков.

В 1985–1990-е гг. Надежда Ивановна занималась археолого-этнографическими исследованиями удмуртских кладбищ XVI–XIX вв. Результаты изысканий отражены в ряде статей и в монографии «Удмурты XVI – первой половины XIX в.: По данным могильников». Книга содержит детальное описание погребального обряда и вещевых находок поздних погребальных памятников в синхронном и диахронном разрезе; прослежены возникновение, эволюция и затухание наиболее важных элементов погребального обряда; рассмотрены направления постепенной трансформации языческих традиций захоронения умерших. Проведена классификация вещевого инвентаря, разработаны вопросы хронологии позднесредневековых древностей, охарактеризована история бытования основных категорий сопровождающего умерших инвентаря. Выполнены реконструкции головных уборов, украшений, костюмов разных локальных групп удмуртов рассматриваемого времени, прослежены типы и разновидности используемых при захоронении погребальных камер. Определено место удмуртских могильников среди аналогичных памятников соседних народов Среднего Поволжья и Приуралья. В исторических реконструкциях широко привлекаются параллели в материальной и духовной культуре соседних финно-угорских народов региона, а также русских и татар.

Полученные археологические характеристики могильников позднего средневековья, их всестороннее изучение, привлечение данных смежных исторических дисциплин помогли осветить целый комплекс вопросов функционирования удмуртского общества XVI–XVIII вв.: расселение, основные демографические показатели, эволюцию материальной и, частично, духовной культуры, а также отдельных сторон социально-экономической жизни. Выяснилось, что материалы археологических памятников второй половины II тыс. н. э. составляют солидную базу источников и могут не только подтверждать или дополнять данные этнографии, но и играть самостоятельную роль при исследовании истории и культуры удмуртов XVI–XVIII веков.

Одним из важных этапов в разработке этой проблемы явилось издание монографии «Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции. Опыт комплексного исследования» (Ижевск, 2001). Н. И. Шутова вводит в научный оборот новый археолого-этнографический материал по удмуртНадежда Ивановна Шутова – исследователь истории и культуры удмуртского народа ским святилищам, кладбищам и ритуальным местам и предметам, собранный ею в ходе многолетних экспедиций по сельским районам Удмуртии, Татарстана и Кировской области. Полученная полевая информация, привлечение результатов научных изысканий по археологии и этнографии позволили реконструировать эволюцию древних верований и культовой практики удмуртов по трем хронологическим периодам: средневековье VI–XIII вв., позднее средневековье XVI– XVIII вв., новое и новейшее время XVIII–XX веков.

В работе систематизированы данные по дохристианским святилищам древнеудмуртских племен и удмуртов XVI–XX вв. Преимущественное внимание при этом уделено характеристике сакральных мест как материальных объектов (топография, устройство, функции и вещное оформление). Привлеченные историкоэтнографические и фольклорные источники позволили автору реконструировать их реальный облик, а археологические материалы – проследить историческую преемственность и эволюцию связанных со святилищами этнографических фактов и явлений во времени.

Изучая роль и место кладбищ в обрядовой и духовной жизни удмуртского общества, исследовательница охарактеризовала основные элементы погребальнопоминальной обрядности местного населения в рассматриваемые эпохи, проследила наиболее общие тенденции ее развития. Что позволило ей осветить некоторые аспекты взаимоотношений между миром живых и миром мертвых, а также определить значение этой группы специализированных культовых памятников.

Анализ символики и ритуальных функций основных категорий вещей (культовые пластины, металлические подвески, серьги, кольца, посуда, орудия труда и быта) выявил их место в обрядовой жизни людей на разных исторических отрезках времени. Например, широкая распространенность образов женского персонажа в средневековом искусстве указывает на древность традиции поклонения женскому божеству плодородия Кылдысину. В работе охарактеризованы и другие важные божества удмуртского пантеона – их образы, иерархия, выполняемые функции, направления эволюции.

Последующие исследования Надежды Ивановны Шутовой были вызваны необходимостью рассмотреть удмуртские священные места на более широком историко-культурном фоне с привлечением данных по религиозной практике и верованиям других этносов Камско-Вятского региона. Для этого были всесторонне изучены святилища и почитаемые объекты, оставленные финно-угорскими племенами, волжскими булгарами, марийцами, бесермянами, коми, русскими, татарами.

Одно из направлений археолого-этнографических исследований – культурное и сакральное пространство региона разных эпох. Многолетнее изучение удмуртского сакрального пространства основано на трех основных теоретических положениях. Во-первых, оно рассматривается как виртуальный природно-культурный комплекс; во-вторых, как результат особой творческой деятельности по символическому освоению и преобразованию окружающей природной, социокультурной и духовной среды; в-третьих, как включающее присутствие божественного, иррационального (мистического) компонента. Особая творческая деятельность по организации виртуального пространства предполагала проведение Т. И. Останина двух групп регулярных ритуальных церемоний: моления на семейно-родовых, территориальных святилищах и календарные обряды.

В коллективной монографии «Историко-культурный ландшафт Камско-Вятского региона» (Ижевск, 2009) Н. И. Шутова на примере отдельных микрорайонов характеризует состояние локальных форм и путей формирования сельского ландшафта Камско-Вятского края как способа адаптации населения к условиям среды обитания. Впервые в удмуртской этнографии с привлечением археологических, фольклорно-этнографических данных, сведений письменной истории, микротопонимов, географических, экологических и биологических показателей реконструирован культурный ландшафт более десяти микрорайонов региона в разные исторические эпохи. Проанализированы место и значение археологических памятников в культурном пространстве края в периоды Средневековья, Нового и Новейшего времени.

В ходе исследования выяснено, что священные места средневековых финно-угорских племен Камско-Вятского региона уникальны своей планировкой и организацией сакрального пространства, набором используемых для ритуала средств. Важным критерием, позволяющим вычленить культовые памятники средневекового времени, является факт почитания средневековых святилищ или урочищ, участков территории возле них окрестным населением и в более позднее время, в XIX–XX веков.

Сравнительное изучение археологических и этнографических данных по культовым местам региона позволило проследить и сохранение преемственности, и динамику развития религиозных представлений и обрядов от Средневековья до XIX–XX вв., что фиксировалось на двух уровнях. В более широком смысле традиционность наблюдалась в характере священных мест региона, в одинаковых способах организации сакрального пространства, в сходстве основных правил жертвоприношений. В более узком понимании традиционность проявлялась как прямая преемственность между культовыми памятниками вт. пол. I – нач. II тысячелетия и капищами XVII–XX веков.

Выявленная система локализации археологических памятников свидетельствует о существовании определенной социальной структуры средневековых племен, низшими элементами которой были локальные общины, а высшими – крупные территориальные объединения. В пределах каждого куста поселений, или сельской округи, зарождались устойчивые хозяйственные, социальные и духовные связи сообщества людей. Такие стихийно сложившиеся локальные коллективы в последующем стали базой для административных и территориальных образований Нового и Новейшего времени (округи, приходы, волости).

Прослежена преемственность (с небольшими вариациями) культурной традиции этнических групп населения, выбиравших для обитания одни и те же природные ареалы на протяжении длительных исторических отрезков времени.

В монографии определены единство и вариативность локальных моделей культурного пространства. На фоне довольно однородной / однотипной культуры каждая сельская удмуртская округа (община) обладала особыми нюансами в способах оформления культурного ландшафта, мировосприятии и в системе обрядовой деятельности. Традиционная удмуртская система расселения и органиНадежда Ивановна Шутова – исследователь истории и культуры удмуртского народа зации духовного пространства, как правило, предполагала наличие религиозного центра с окружным святилищем, основными сакральными ценностями в старой материнской деревне, сети более мелких деревень, каждая из которых имела свою общедеревенскую святыню, группу семейных или патронимических культовых объектов. За пределами селений располагались священные места для почитания хозяев Дикой Природы и умерших предков.

Христианская традиция формирования сакрального пространства также свидетельствуют о четкой внутренней структуре в локализации культовых объектов и пространственно-временной организации заветных и церковных праздников.

Село с храмом было главным религиозным центром местности. В нем отмечали окружной (кустовой) церковный праздник, проходили окружные (кустовые) ярмарки. Вокруг каждого села располагалась сеть более мелких деревень, выселков, починков, в некоторых из них имелись свои почитаемые памятные часовни. Каждая деревня отвечала за проведение какого-либо календарно-приуроченного праздника, на который съезжались знакомые и родственники со всей округи. Разные формы и традиции почитания дохристианских, христианских и мусульманских культовых объектов (священные деревья, столбы-часовни, почитаемые родники и камни и др.) в Камско-Вятском регионе формировали сложную, многоуровневую и мозаичную систему сакрального пространства отдельных территорий.

Таким образом, научные интересы Н. И. Шутовой связаны с изучением истории и культуры финно-угорских народов Приуралья Средневековья, Нового и Новейшего времени: костюм финно-пермского населения, культовые памятники, верования, мифология, сакральный и культурный ландшафт, духовная культура народов Камско-Вятского региона.

Личные качества. Надежда Ивановна – удивительный человек, с нею легко ходить в разведку и работать на раскопках. Она не жалеет ни времени, ни сил для решения поставленных задач. Несмотря на любые препятствия, в срок выполняет полевые работы, пишет статьи и монографии. Таких людей называют «трудоголиками». Надежда Ивановна — прекрасная жена и мать, ее муж Виктор и любимый сын Денис — за нею, как за каменной стеной. Коллегам и друзьям крупно повезло жить и работать рядом с таким интересным и содержательным человеком, всегда готовым прийти на помощь в трудной ситуации.

Она — достойная дочь удмуртского народа, представляющая отечественную науку на всероссийских и международных форумах. Ее научные публикации, устные выступления и презентации — лучшая популяризация истории и культуры удмуртского народа. Надежда Ивановна легко завязывает научные зарубежные связи.

Параллельная деятельность. Н. И. Шутова была руководителем исследовательских и издательского проектов Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), руководителем или участником Программ фундаментальных исследований Президиума РАН (проект «Духовная культура народов КамскоВятского региона: Формирование традиций, межэтнические связи», 2003–2005 гг.;

проект «Адаптационные ресурсы и практики народов Камско-Вятского региона в условиях российских трансформаций», 2006–2008 гг.; проект «ЭтнокультурТ. И. Останина ное наследие Камско-Вятского региона: источники, материалы, исследования», 2012–2014 гг.); Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) (проект «Уральская мифология», 2002–2003 гг.). Она участвовала в качестве эксперта в работе «Республиканского центра дополнительного образования для детей Министерства образования и науки Удмуртской Республики».

В рамках исследовательских проектов регулярно занимается сбором новых материалов в археологических (1983–1991, 2000–2001 гг.) и археолого-этнографических экспедициях (1998–2010, 2013 гг.) в сельских районах Удмуртии, Татарстана, Кировской обл., работая и в музейных и архивных фондах, библиотеках гг. Москвы, Ижевска, Кирова, Тарту, Хельсинки и др.

Надежда Ивановна – участница всесоюзных, всероссийских, региональных научных конференций и совещаний археологов, историков, этнологов, антропологов и религиоведов, международных конгрессов и симпозиумов в Венгрии (Дебрецен, 1990; Пилишчаба, 2010), Финляндии (Оулу, 1993;

Ювяскюля, 1995; Хельсинки, 1998, 2002; Турку, 2003), Эстонии (Таллинн, 1994; Тарту – 2000, 2002), Великобритании (Эксетер, 2003), Ирландии (Корк, 2008), Украине (2005, 2007, 2008, 2009, 2011, 2013), Казахстане (Астана, 2011), Австрии (Инсбрук, 2013).

Она читала разовые лекции для студентов, аспирантов и преподавателей Университета г. Хельсинки («Средневековые удмурты IX–XIII вв.», 1998, «Традиционные верования удмуртов конца XVIII – начала XXI в.», 2012), Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева в г. Астана, Казахстан («Традиционные верования удмуртов конца XVIII – начала XXI в.», «Средневековые древности удмуртов конца I – начала II тыс. н. э.», 2011).

С 1993 г. Надежда Ивановна вела преподавательскую работу как совместитель или приглашенный лектор в высших учебных заведениях УР. Преподавала в УдГУ на истфаке («Одежда народов Приуралья и Среднего Поволжья»), на факультете удмуртской филологии («Древняя история и культура финно-угорских народов», «Финно-угорские древности», «Традиционные верования удмуртов»), в Глазовском ГПИ им. В. Г. Короленко (курс «Основы археологии»), Международном Восточно-Европейском университете (спецкурс «История удмуртского искусства»). Читала лекции в Университете г. Хельсинки (Финляндия). Общий стаж педагогической работы в вузах, образовательных учреждениях повышения квалификации составляет около 15 лет.

С 1996 г. по настоящее время работает председателем ГАК (Глазовский ГПИ, истфак). Является членом Диссовета по защите докторских и кандидатских диссертаций при УдГУ, членом Ученого Совета архитектурно-этнографическом музея-заповедника «Лудорвай». Выступает в качестве эксперта, рецензента, оппонента кандидатских и докторских диссертационных исследований.

Труды Н. И Шутовой имеют большую практическую ценность и используются учителями общеобразовательных школ и средних специальных образовательных учреждений на уроках по отечественной истории, краеведению, истории Удмуртии, при проведении факультативных занятий, во внеклассной и кружковой работе. Результаты исследований популяризируются ею через лекционную и научно-методическую работу.

Надежда Ивановна Шутова – исследователь истории и культуры удмуртского народа Н. И Шутова награждена Почетной грамотой Профсоюза работников РАН (2004), Почетной грамотой Удмуртской Республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ (2006); имеет Благодарность Президиума УрО РАН (2011). В 2001 г. ей присвоено звание Заслуженного деятеля науки Удмуртии (2001). Н. И. Шутова является лауреатом Всероссийского конкурса Фонда развития отечественного образования «Лучшая научная книга.

2009 г.» (2010).

Автор около 150 научных публикаций в отечественных и зарубежных изданиях, в том числе двух авторских и шести коллективных монографий по истории и культуре населения Камско-Вятского региона, Каталога археологических коллекций, 10 научно-методических работ. Н. И. Шутова – высококвалифицированный исследователь, имеет широкие научные связи в России и за рубежом.

 

Источники

Вернуться в категорию «Ученые»