Вход Регистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети

Храм Успения Пресвятой Богородицы, село Короленко Кизнерского района

Храм Успения Пресвятой Богородицы, село Короленко Кизнерского района
Поделиться Вконтакте
Плюсануть

Как добраться

загрузка карты...

Фотографии

Описание

Престольные праздники: Успения Пресвятой Богородицы — Август 28 [по н.с.]

Успенско-Богородицкая церковь в селе Короленко (до 1935 года Старый Мултан) Кизнерского района Удмуртской Республики.

Приход села Старый Мултан открыт по указу Священного Синода от 12 мая 1850 года (№ 4440) после постройки однопрестольной деревянной церкви, освящённой в 1850 году во имя Святого Николая Чудотворца. В состав прихода старомултанского Николаевского храма вошли селения, ранее входившие в приход села Кизнер.

Церковь располагалась в 370 верстах от Консистории (г. Вятка), от местного Благочинного в селе Вавож — в 50 верстах, от уездного города Малмыжа — в 80 верстах.

В 1860 году на средства (10 тысяч рублей), завещанные елабужским купцом Фёдором Григорьевичем Черновым, было построено каменное здание церкви с колокольней, покрытой железом, с тремя престолами:

  • в теплой церкви — правый — в честь Рождества Христова, освящен 12 декабря 1860 г.;
  • левый — в честь Св. Николая Чудотворца, освящен 3 октября 1861 г.;
  • главный престол в холодном храме освящен 2 октября 1861 г. во имя Успения Пресвятой Богородицы.

При строительстве привлекались самые лучшие художники и архитекторы. Церковь имеет изящный внешний вид в стиле позднего классицизма: два строгих четырёхколонных портика, ажурная череда арочных окон, восьмигранный купол на высоком барабане и приземистая колоколенка над входом. Однако убранство внутри простое, аскетичное. На стенах нет росписей, только иконы. Ступеньки на крыльце и полы в холодном храме выложены из тяжёлых толстых плит, вытесанных из природного камня.

Старая деревянная церковь в 1861 году была перевезена в село Волипельга (Вавожский район Удмуртской Республики).

В 1870 году при церкви открыто церковно-приходское попечительство.

По сведениям за 1916 год в Успенской церкви села Старый Мултан Малмыжского уезда Вятской епархии:

  • В штате церкви два священника, один диакон и один псаломщик, которым жалования не положено.
  • При церкви земли 4 десятины 1800 кв. саженей, земля неудобная, дохода не приносит.
  • Дома церковнослужителей деревянные, построенные прихожанами в разное время.
  • Собственность церкви: с 1895 г. — церковно-приходская школа, караульная изба, амбар, лабаз. Всё в хорошем состоянии.
Состав церковного клира:
  • священники Константин Никонорович Пинегин и Иоанн Кузьмич Саламатов;
  • диакон Иоанн Фёдорович Попов;
  • псаломщик Николай Иванович Богоспасаев;
  • просфирница Александра Александровна Иванова (дочь учителя);
  • церковный староста Василий Лукич Глушков (крестьянин из Старого Мултана).

В 1916 году в приходе Успенской церкви числились:

  • с. Старый Мултан,
  • д. Кизнерка,
  • д. Старые Копки,
  • д. Новые Копки,
  • д. Анык,
  • д. Чулья,
  • поч. Дубровка,
  • поч. Чумашур,
  • д. Новый Мултан,
  • д. Саркуз,
  • д. Кидас,
  • д. Ныша,
  • д. Пандерка,
  • д. Люк-Какси,
  • поч. Михайловский,
  • поч. Вишур.

Успенско-Богородицкая церковь была официально бездействующей с 1940 года, но, по воспоминаниям старожилов, службы продолжались в одном из приделов. По решению СНК УАССР от 22 июня 1945 г. было удовлетворено ходатайство граждан об открытии церкви, и она действует по сей день.

Иконы в церкви почти все конца XIX — начала XX веков. Евангелие, которым пользуется священник, — старинное, с тряпичными страницами.

Отец Николай

— Наш отец Николай — добрый, отзывчивый, светлый человек, — характеризует священника Николая Лугового заведующая филиалом музея в селе Короленко О.М. Соколова. — Никогда не отказывает в просьбах провести экскурсию гостям нашего села в Храме Успения Пресвятой Богородицы, рассказывает людям про его историю, про иконы нашей церкви, спасибо ему за это. С интересом общаются с батюшкой и взрослые, и школьники, которые изучают предмет "Основы религиозных культур и светской этики". Самые теплые чувства мы, короленковцы, питаем к этому человеку.

С 1972 года жизнь отца Николая неразрывно связана с Кизнерским районом и с селом Короленко в частности. Горожанин, уроженец Оренбурга, с малых лет вместе с матерью Пелагеей Александровной он посещал службы в церкви. А с семилетнего возраста (это был тяжелый предпобедный 1944 год)  сам начал прислуживать в храме алтарником.

— Нас в семье 12 детей было, все умерли в младенчестве, один я остался, — говорит священник. - Мама очень набожной была, а поэтому, можно сказать, вырос я при церкви. Позже оказалось, что вся моя жизнь посвящена вере и Богу.
Но небольшие исключения бывают в любой истории. Вот и в судьбе отца Николая был период (буквально двухмесячный) работы в совхозе. А еще — служба в армии, в строительных войсках во Владивостоке (кто бы мог подумать, что впоследствии умения штукатурить и малярить пригодятся священнику!).

Но все же служение Богу стало для него делом жизни. Отец Николай после армии начал учебу в Саратовской духовной семинарии (в годы хрущевских гонений на церковь ее закрыли), а семинаристы были распределены по другим учебным заведениям. Поэтому заканчивал он обучение уже в Ленинградской семинарии. В 1962 году состоялось его рукоположение в священники.

Решающим стало приглашение архиепископа Казанского Михаила Вознесенского (Ижевская епархия в те времена относилась к Казанской) служить в Удмуртии. 10 лет отец Николай проводил богослужения в храме Успения Пресвятой Богородицы в Ижевске. А в начале 70-х, вместе с супругой, матушкой Галиной (тоже, кстати, горожанкой, жительницей Саратова), они были направлены в село Короленко, известное на всю Россию своими мултанскими событиями.

— До сих пор помню, какое большое впечатление на меня произвела тогда, 45 лет назад, природа Кизнерского района. Оренбург — это же степи, а здесь столько лесов, зелени, я полюбил красоту этих мест навсегда, — с улыбкой вспоминает батюшка. — Хотя к суровому климату привыкал, пожалуй, не менее пяти лет, непросто было свыкнуться с непривычными морозами.

Много лет на территории Кизнерского района действовал единственный храм — Успения Пресвятой Богородицы в селе Короленко, настоятелем которого был тоже единственный в районе священнослужитель отец Николай. Сюда приходили, приезжали верующие не только из соседних деревень, но даже из соседних районов и регионов! Тогда, в годы Советской власти, несмотря ни на что, вспоминает он, у короленковской церкви было столько прихожан, которых не имели даже ижевские храмы. А у отца Николая и правда есть с чем сравнить — 10 лет (в 70-80-х годах) он занимал важный и ответственный пост: в отсутствие Владыки в епархии отец Николай исполнял обязанности секретаря. Миссия почетная и обязывающая — контролировать, регулировать, направлять деятельность священнослужителей Удмуртии. 10 лет кизнерский священник жил между Ижевском и Короленко (в селе тогда удавалось быть только лишь в выходные, в дни богослужений).

С миром, теплом и участием шел к людям отец Николай. В 60-летнем возрасте, чтобы быть мобильным и успевать работать еще больше (по просьбе прихожан даже проводил богослужения в частном доме в поселке Кизнер!), получил водительское удостоверение и с тех пор ездит на личном автомобиле. Его синюю “Оду” и сейчас можно часто встретить на дорогах района, несмотря на то, что в таком почтенном возрасте его сверстники вряд ли уже сядут за “баранку”.

С божьей помощью ему удалось осуществить и давнюю мечту — строительство храма в поселке Кизнер, на улице Первомайской. Казалось бы, в 1997 году реализация такого масштабного проекта невозможна. Но у него получилось — администрация района выделила участок. Не отказывали в просьбах помочь с техникой организации поселка, к работе по строительству храма подключились добровольцы. Да и сам священник не гнушался никакой работы — обивал пороги, вел сбор пожертвований, даже сооружал кирпичную кладку, штукатурил и малярил. В ноябре 1998 года в новом божьем доме, возведенном на пожертвования верующих людей, состоялось первое богослужение, а отец Николай был назначен его настоятелем.

К слову, и деятельность в Короленко (где до сих пор проживает батюшка) никогда не останавливалась. "Притчей во языцех" стало то, как священник сам, в зрелом возрасте, на высоте красил купола храма, своими руками производил мелкий ремонт в церкви.

Не одно доброе начинание в районе произошло с легкой руки этого священника. В один из главных праздников православия — Крещение Господне (19 января) — обязателен обряд освящения отцом Николаем родника Бизек, а также купели на Балдеевском пруду. Этим традициям уже много-много лет.

Скромный, сдержанный, интеллигентный, отец Николай не любит лишних слов и хвалебных речей в свой адрес. Но награды за усердные труды во благо православной церкви говорят сами за себя. За особый вклад в дело возрождения храма и церковную общественную деятельность он награжден орденом Преподобного Серафима Саровского, за плодотворные труды по укреплению мира и дружбы - орденом Преподобного Сергия Радонежского. За годы безупречной пастырской деятельности получил право служения божественной литургии с открытыми царскими вратами и право ношения митры.

На осовании УКАЗА № 9 от 5 февраля 2018 года, протоиерей Николай Луговой освобождается от должности настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы с. Короленко Кизнерского района с оставлением статуса Почетного Настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы.

Местоположение

  • Адрес: Россия, УР, Кизнерский район, село Короленко, ул. Короленко, 7

Контактная информация

Источники

Вернуться в категорию «Православные храмы»