Вход Регистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы, Воткинск

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы, Воткинск
Поделиться Вконтакте
Плюсануть

Как добраться

загрузка карты...

Фотографии

Видео


Описание

В июле 1815 года мастеровые Воткинского железоделательного завода «единогласно и единодушно учинили приговор» о строительстве каменного собора в Воткинске «который как известно, по действиям своим считается одним из самых важных в Государстве хозяйственных заведений».

По Указу Вятской Духовной Консистории № 3360 от 12 октября 1815 г. Дмитриевская церковь переименована в Благовещенский собор. В этом же году была выдана храмозданная грамота на постройку каменного собора во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с двумя приделами в честь Святителя Николая Чудотворца и Святителя Димитрия Ростовского.

Строился храм на средства обывателей Воткинского завода и крестьян окрестных селений входящих в приход собора (десятки деревень), а так же на значительные сборы по всей Вятской губернии и помощь оказываемую государством. Строительство производилось артелью прославленного мастера нижегородского крепостного крестьянина Алексея Бруснигина. Первый проект был составлен «штатным Воткинского завода архитектором», И.Т.Мальгиным. Следует сказать, что Мальгин был выпусником Горного кадетского корпуса и профессинальным архитектором не являлся. В дальнейшем работы производились по проекту архитектора А.И.Постникова. В прочем производились и коррективы, в том числе, по мнению профессора Е.Ф.Шумилова, и лучшим на всю Вятскую губернию мастером храмового зодчества С.Е.Дудиным.

Фундамент собора заложен в 1817 году, а строительство закончено в 1818 г. В этом же году освятили 2 придела в теплой церкви: правый – Николаевский и левый – Дмитриевский. Колокола соответствующие «благолепному украшению создаваемой в Воткинском заводе каменной соборной церкви» выполнил колокольный мастер из Елабуги Дмитрий Шишкин. После изготовления колокол на санях был доставлен в Воткинск к празднику Богоявления. Весил колокол 129 пудов.

Иконы для собора писали художник императорской Академии А.Т.Винокуров, и частью П.И.Федоров, а вызолачивал их живописец Михаил Юркин. Сложное произведение декоративно – прикладного искусства – иконостас, в сочетании стилей барокко и классицизма, создавал «московский цеховой управы мастер по резному мастерству» А.М.Канцырев.

Осенью 1821 года на личные средства крупного русского ученого – металлурга П.Г.Соболевского над главным куполом собора был водружен венчающий шар и крест. На следующий год в Воткинск переезжает известный на Урале архитектор В.Н.Петенкин, который и достроит окончательно собор.

Холодный храм собора освящен 29 июля 1828 года во имя Благовещения Пресвятой Богородицы епископом Вятским Кириллом. Освящение произведено на мощах великомученика и целителя Пантелеймона «часть коих вложена в особом оловянном ковчежце к крест под престолом».

В 1841 г. придельные престолы в связи с заменой иконостаса вновь освящены: Никольский престол освящен в честь Владимирской иконы Божьей Матери, второй престол – в честь Святитителя Димитрия Ростовского.

В 1845 году в связи с перестройкой главного иконостаса собора пестол вновь освящен 22 февраля 1845 г. с тем же названием – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1863 г. храм расширили, престолы остались те же: главный – Благовещенский, правый – Владимирский, левый – Дмитриевский.

В 1882 году при соборе открыто церковноприходское попечительство.

Авторы стенной живописи неустановленны, известно лишь, что поновлял и расширял их известный сарапульский живописец А.П.Беркутов. В 1901-1902 годы живописец А.В.Мастрюков выполнил росписи на соединительной арке и в западной части собора.

Главной святыней собора была Икона Пресвятой Богородицы «Владимирская», особое почитание которой было возбуждено случаем чудесного исцеления от болезни младенца Николая, сына горного начальника Воткинского завода И.П.Чайковского в 1838 году.

Славился собор и своим хором, состоявший из 6 дискантов, 6 альтов, 3 теноров, 3 басов, а так же 7 учеников – мальчиков. С ноября 1901 года стало впервые впервые практиковаться «всенародное пение» - во время литургии.

Трагические события 20 – го столетия, разразившиеся в России, не обошли и Воткинск, а вместе с ним Благовещенский собор и его священство.

Против установленной большевиками власти, в августе 1918 года, вспыхнуло народное восстание, подавленное в ноябре отборными силами красной армии. Повстанцы оставили родные места. Население завода не участвовавшее в восстании (в основном старики, женщины и дети) не чувствуя за собой вины осталось в Воткинске, а вместе с ними и священство. Вошедшие в Воткинск латышские стрелки под командованием Азина устроили в поселке настоящую резню. Начался провозглашенный Лениным красный террор. Сегодня сложно определить точное количество жертв. По сведениям участника Воткинского восстания, командира инженерного соединения подпоручика С.Н.Лоткова в те дни большевиками было убито более 5 тысяч ни в чём не повинных воткинцев. Но этой цифре люди с советским воспитанием не доверяют, т.к Лотков – белый офицер. Сохранившиеся архивные данные и публикации в большевистких газетах дают полное основание утверждать, что количество жертв «красного террора» куда как более чем 5 тысяч. Автор сайта со временем познакомит Вас со своим расчётом.

В ЦГА УР хранится телеграмма председателя воткинского ЧК Линдемана председателю ревсовета Зорину. В которой Линдеман отвечает на вопрос Зорина «не скучаешь ли в Воткинске»: « Работы порядочно; но признаться что то охладел. Ужасно изнервничался отчасти и озверел, последнее даже сам замечаю». Далее в телеграммах ближайших дней идут переговоры о предстоящем визите в Воткинск Зорина. 14 декабря Линдеман военносрочно телеграфирует « К понедельнику всё готово в программе № 490». Что такое № 490 остается только догадываться, но явно, что не просто диспут Спустя три дня\ Зорин бахвальствуется в Реввоенсовет « Понедельник я Семков Шапошников ездили Воткинск устроили три митинга между прочим один соборе прошли довольно хорошо церкви были оппоненты которых с успехом разбили точка». Понедельником в 1918 году было 16 декабря. Именно в эти дни был зверски убит самый уважаемый священник собора о.Николай Чернышев вместе со своей дочерью Варварой (последней его «отметкой» в метрических книгах было 30 ноября/13 декабря по новому стилю, а 14 у Линдемана было «всё готово»). Без вести пропадают священники Михаил Суворов, Николай Кошурников, Владимир Андриевский.

В 1919 году Воткинск временно освобождает армия адмирала Колчака. Но летом этого же года она оставляет Прикамье. Жители Воткинска, помня красный кошмар, в своём большинстве покидают родные места вместе с армией Колчака. Вместе с ними эвакуируется и значительная часть священства: священники Афанасий Левитский (вернется в 1924 году),Николай Якимов, Леонид Рудольский(вернется в 1922 году), Дмитрий Замятин, Василий Рычков, Алексей Невоструев; диаконы Григорий Пикулев, Николай Ардашев,Николай Мухачев (вернётся в 1922 году), Николай Попов.

3/16 сентября 1921 года председателем Воткинского политбюро изъяты (вместе с красным сукном) метрические книги.

Документы по изъятию церковных ценностей не обнаружены. В плоть до своего закрытия, не смотря на бушующие страсти вокруг и в самой Церкви, священство и приход собора остаются верными православными христианами.

Благовещенский собор закрыт на основании постановления президиума Сарапульского окрисполкома от 15 марта 1929 г. № 123. Здание передано под кинотеатр.

В январе 2001 года собор передан Православной Церкви.

Объект историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики, подлежащий государственной охране как памятник истории и культуры местного (Удмуртской Республики) значения. Основание: постановление Правительства УР № 966 от 17.09.2001.

Проект разработан в 1816 году петербургским архитектором А. И. Постниковым. Собор возвели в 1828 году, но без колокольни. Полностью завершили и расширили Собор к 1867 году по проекту архитектора В. Н. Петенкина (ученика А. Д. Захарова) при участии архитектора воткинского завода А. Е. Шабунина.

Общие данные:

  • площадь застройки — 2 041 м²;
  • общая площадь — 1 734,3 м²;
  • строительный объём — 21 273 м³;
  • вместимость — 950 прихожан.

Интересные факты

  • 5 мая 1840 года под сводами Собора был крещён композитор П. И. Чайковский.

По указу Вятской духовной консистории № 3360 от 12 октября 1815 г. Димитриевская церковь переименована в Благовещенский собор. В этом же году была выдана храмозданная грамота на постройку каменного собора во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с двумя приделами в честь Св. Николая Чудотворца и Св. Димитрия Ростовского.

Строился храм на средства обывателей Воткинского завода. Фундамент собора был заложен в 1817 г., а строительство закончено в 1818 г., тогда же освятили 2 придела в теплой церкви: правый – Николаевский и левый – Димитриевский. Холодный храм собора освящен 29 июля 1828 г. во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1841 г. придельные престолы в связи с заменой иконостаса вновь освящены: Николаевский престол освящен в честь Владимирской иконы Божьей Матери, второй престол – в честь Св. Димитрия Ростовского.

В 1845 г., в связи с перестройкой главного иконостаса собора, престол был вновь освящен 22 февраля 1845 г. с тем же названием – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1863 г. храм расширили, престолы остались те же: главный – Благовещенский, правый – Владимирский, левый – Димитриевский.

В 1882 г. при соборе открыто церковно-приходское попечительство. На средства попечительства содержалась женская церковно-приходская школа и церковный хор. Богатой библиотекой собора пользовались не только священнослужители, но и прихожане.

К 1896 г. в состав прихода собора входили Воткинский завод, д. Дремина, д. Закураловка, д. Сидоровка, д. Кленовая, д. Листвянка, д. Большая Кварса, д. Денежный Ключ, д. Кварсинская Гарь, д. Малиновая Гарь, д. Кытышки, д. Черепановка, д. Луговая, д. Чирки, д. Болгуры, д. Гусево, д. Верхняя Талица, д. Гавриловка, д. Заболотная, д. Евсина, д. Фертики, д. Соломенники, д. Белокрылиха, д. Метляки, д. Епифаново, д. Кокуи, д. Артимоны, д. Нижняя Талица, д. Неумойно, д. Малая Межная, д. Лотки, д. Тихий Ключ, д. Малиновка, д. Соколы, д. Костенки, д. Косачи, д. Усть-Речка, поч. Закварсинский, поч. Бажуков.

На 1913 г. к собору были приписаны 3 церкви: Преображенская кладбищенская, Николаевская и Александровская домовая богаделенная и 12 часовен в деревнях: Заболотная, Кварсинская, Неумоинская, Черепановка, Гавриловка, Гришанки, Болгуры, Евсина, Епифановская, Кокуевская, Кленовская, Косачи.

Благовещенский собор закрыт на основании постановления президиума Сарапульского окрисполкома от 15 марта 1929 г. № 123. Здание передано под кинотеатр.

С основанием церкви именно на этом месте связана легенда, развивающая традиционный для вятского, удмуртcкого края мотив противостояния язычества и православия. Легенда была изложена протоиереем Благовещенского собора А.И. Чернишевским: "На холме, где Благовещенский собор, у них (вотяков) был чум, т.е. крепкий с полом и потолком амбар, где хранили сенокосные орудия, провизию, мед из бортей. Здесь, по сказанию стариков этой деревни, за десять лет до основания завода по временам начали они слышать гул, как бы от звона в колокол, чего прежде ни было. То вотяки начали толковать, что здесь будет некогда церковь христианская и сокрушит их чтилища, где так удобно было им приносить жертвы Кереметю" (ВЕВ, 1863, №2, с.588).

Грамота на будущую церковь была подписана епископом Казанским Гавриилом 19 февраля 1759 года. А освятили её уже 15 октября 1760 года во имя святого Димитрия, митрополита Ростовского. Первая церковь в поселке - Дмитриевская - была деревянной. Послужила постройка 14 лет, пока не была сожжена и разграблена войсками Емельяна Пугачева. Храм стоял посреди поселка на месте, занимаемом ныне центральной площадью города. В 1764 году было разрешено построить новую придельную теплую церковь – Дмитровскую с Благовещенским приделом. В июне 1774 года храм был разграблен.

14 мая 1775 года по прошению главного командира Гороблагодатских и Камских заводов полковника Акима Обольяновича была выдана храмозданная грамота на "новую деревянную церковь". Церковь была освящена в 1775 году. Население заводского поселка росло, и маленькая церквушка не могла вместить всех пришедших на богослужение. Кроме вмещаемости, у храма прогнила крыша и дождь проникал внутрь.

28 сентября 1810 года шесть заводских служащих (в том числе художник Яков Дудин) ходатайствовали перед властями: "Надо на ее месте строить каменную церковь". Вскоре мешавшая строительству обветшавшая деревянная Дмитровская церковь была перенесена на нагорное кладбище, где была перестроена и в 1820 году переосвещена во имя Преображения Господня. В ноябре 1811 года священник Василий Георгиевич Блинов, приехавший из Ижевска, был инициатором строительства. Став с 1812 года благочинным и протоиреем, он особенно энергично добивался возведения каменного храма, приличного для большого города-завода. Поэтому в 1816 году на ее месте начали возводить обширный Благовещенский собор.

6 октября 1815 года епископом Вятским Гедеоном была подписана храмозданая грамота. 12 октября 1815 года последовал соответствующий указ Вятской духовной консистории. Признавалось, что завод "по именному Его императорского Величества указу, 10 декабря 1813 года сравнен с главными горными заводами, а по штату Горного положения, высочайше конфирмованному 13 июля 1806 года, главном заводе всегда определялся протопоп, каковой при Воткинском заводе уже и имеется на лицо, и два священника, два дьякона, шесть причетников. А потому, писалось далее в указе, воткинскую церковь и наименовать собором Благовещенья Божьей Матери и везде показывать и писать, о чем и послать в Сарапульское духовное правление".

Расписание богослужений

Богослужения совершаются ежедневно.
Вечернее богослужение — 16:00
Божественная Литургия — 8:00
Исповедь — во время литургии.
После Литургии: молебен, панихида, отпевание, крещение.
В положенное время — венчание.

Местоположение

  • Адрес: ул. Кирова 1

Контактная информация

Источники

Вернуться в категорию «Православные храмы»